Отчет о психолого-педагогической практике на базе МДОУ Детский сад № 240

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 21:27, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.
Задачи практики:
1. Познакомиться с учреждением:
-выявить общие сведения об учреждении и его структуре
-основные задачи и направления деятельности учреждения
-о составе специалистов и их обязанностях
-о проблемах учреждения

Содержание

Введение 3
1.Ориентировочный этап психолого –педагогической практики 5
1.1. Характеристика учреждения 5
1.2.Основные направления деятельности ДОУ 7
1.3 Специфика деятельности педагога-психолога в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек". 13
2. Основной этап психолого-педагогической практики 32
2.1 План беседы с родителями 35
2.2 Посещение, групповых и индивидуальных занятий для ознакомления. Отчет о консультациях 39
2.3 Организация и проведение индивидуальных обследований 40
Заключение 50
Список литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 156.61 Кб (Скачать файл)

Протоколы ведения ППК (см. приложение 1)

Положение о психолого-педагогической службе учреждения

Дополнительная документация:

Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Р.Ф."

Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога в образовательном учреждении"

Инструктивное письмо Минобразования России от 07.01.99.№ 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования"

Постановление от 19.11.99 № 429 "Об установлении доплат педагогическим работникам образовательных учреждений г. Омска"

Письмо Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"

Положение о психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-3).

План психолого-педагогической характеристики дошкольника

Приказ Минобразования России от 01.03.2004 Москва 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений" (Положение к данному приказу).

Этический кодекс практического психолога образования.

Распределение рабочего времени педагога-психолога и циклограмма работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

Психологические карты обследованных воспитанников образовательного учреждения.

Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.

Комплексные, или общеобразовательные программы:

- "Детство" авторский  коллектив РГПУ им А.И. Герцена  под ред.

Т.И. Бабаевой;

- Программа воспитания  и обучения в детском саду  под ред.

М.А. Васильевой;

- "Радуга" (научный руководитель  Т.Н. Доронова);

- "Развитие" (коллектив  Детского центра Л.А. Венгера);

- "Детский сад –  дом радости" (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова);

- "Детский сад – 2100" в системе образования "Школа  – 2100" под ред. Р.Н. Бунеева;

• Специализированные (локальные или парциальные) программы

включают одно или несколько направлений развития ребенка:

- "Семицветик" (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова);

- "Юный эколог" (С.Н. Николаева);

- "Наш дом – природа" (Н.А. Рыжова);

- "Я – человек" (С.А. Козлова);

- "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова)

- "Программа воспитания  и обучения детей с ФФН" Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие  другие.

Знакомство с рабочим кабинетом педагога-психолога

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.

Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских детских садов.

Таблица 1.Перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога

Наименование мебели

Количество, шт.

Примечание

Рабочий стол педагога-психолога

1

Для рабочей (личной) зоны педагога-психолога и зоны первичного приема

Компьютерный стол

1

Стул

2

Кресло

2

Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик можно заменить тумбочкой

   

Маленький круглый столик

1

 

Шкаф

1

Для хранения документации, методических материалов, пособий

Стол парта

1

Для деятельности индивидуально или малой подгруппой в диагностической зоне и зоне коррекционно-развивающей работы

Стул

2

Ковер

1

Если позволяет пространство. Для организации игровой зоны для одного-двух детей или использования в коррекционно-развивающей работе

Дополнительные средства дизайна (панно, живые цветы и пр.)

По необходимости


 

Оптимальный вариант – объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут вести прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим:

При оформлении кабинета необходимо также обратить внимание на цвет входной двери. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9–11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет большинства – синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследования также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека.

В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации.

Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.

Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.

Таблица 2. Связь между любимым цветом и психологическими характеристиками человека

Возраст, лет

Предпочитаемый цвет

Цвет, вызывающий отрицательное отношение

Преобладающее психологическое состояние

4–10

Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый

Черный, темнокоричневый, серый

Пребывание в мире сказок

11–12

Зеленый, желтый, красный

Оливковый, пастельнозеленый, лиловый

Преобладание чувственного восприятия мира

13–16

Ультрамарин, синий,оранжевый, зеленый

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира


 

В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).

В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей.

Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.

Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д.

Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:

- оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);

- система видеозаписи  и видеовоспроизведения с набором  видеозаписей и слайдов;

- система звукозаписи  и звуковоспроизведения с набором  звукозаписей.

Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является "лицом" работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности.

В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым.

Для кабинета педагога-психолога отведено помещение площадью не 30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в комфортных условиях.

Кабинет расположен в доступном месте на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи. Кабинет педагога-психолога территориально изолирован.

Помимо территориальной для кабинета психолога важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете установлена двойная дверь

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого оно разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

- первичного приема и  беседы с клиентом;

- консультативной работы;

- диагностической работы;

- коррекционно-развивающей  работы;

- игровой терапии;

- релаксации и снятия  эмоционального напряжения;

- рабочую (личную) зону педагога-психолога;

- ожидания приема.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, компьютером. Рядом со столом педагога-психолога стоит шкаф и в котором находятся необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литератураи т. д., а также картотека с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).

В кабинете потолок окрашен в голубой цвет, а стены – в светло-желтые тона. В оформлении кабинета использованы элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.). В кабинете имеются мягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации – с подголовниками или высокими спинками.

Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлена она в МДОУ №240 "Ручеек" так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.

Информация о работе Отчет о психолого-педагогической практике на базе МДОУ Детский сад № 240