Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………
7
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..
7
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………
11
1.3. Формирование готовности родителей к взаимодействию с детьми с задержкой психического развития………………………………………….
13
1.4. Содержание готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития………………………………………….
15
1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….
17
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………
19
2.1. Организация и методы исследования………………………………….
19
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….
22
2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………
26
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..
31
Список используемой литературы………………………………………….
40
Приложение № 1……………………………………………………………..
42
Приложение № 2……………………………………………………………..
44
Приложение № 3…………………………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«МУРАВЛЕНКОВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(выпускная квалификационная работа)
Научный руководитель:
__________Г.Г. Хазиева
Автор работы:
_________Е.В. Цымбал
Рецензент:
____________________
Муравленко, 2008
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. |
3 |
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития………………………… |
7 |
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития…………….. |
7 |
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой
психического развития………………………………………………………… |
11 |
1.3. Формирование готовности
родителей к взаимодействию с
детьми с задержкой |
13 |
1.4. Содержание готовности
родителей к взаимодействию с
ребенком с задержкой психическ |
15 |
1.5. Выводы по I главе………………………………………………………. |
17 |
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития …………………………………………………… |
19 |
2.1. Организация и методы исследования…………………………………. |
19 |
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)…………. |
22 |
2.3. Программа педагогической помощи родителям
(формирующий эксперимент)………………………………………….… |
26 |
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)………….. |
31 |
Список используемой литературы…………………………………………. |
40 |
Приложение № 1…………………………………………………………….. |
42 |
Приложение № 2…………………………………………………………….. |
44 |
Приложение № 3…………………………………………………………….. |
48 |
Введение
Актуальность исследования. Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, В.С. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности детей с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам в работе с такими детьми.
Усилившиеся экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа с ЗПР. По данным Госкомстата РФ число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18% с задержкой психического развития - на 20%.
Задержка психического развития может проявиться уже и в дошкольном возрасте. ЗПР носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация. Старший дошкольный возраст, по мнению ученых, является максимально благоприятным для преодоления отставания в развитии детей и необходимо полностью использовать его возможности.
Понимая, что воспитание детей с ЗПР является серьезной и важной обязанностью родителей, педагоги дошкольных образовательных учреждений пытаются помочь им в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но, будучи эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь оказывается малодейственной.
Современные исследователи активно изучают проблемы родителей, имеющих детей с тяжелыми аномалиями развития. Направления научных изысканий представляют несомненный интерес, но они прямо не связаны с решением проблемы поиска путей и способов организации родителями педагогически эффективных взаимных отношений со своими детьми с ЗПР и содержания оказываемой им в этом педагогической помощи.
Таким образом, противоречие между необходимостью оказания образовательным учреждением системной помощи родителям в организации педагогически эффективного взаимодействия со своим ребенком, имеющим задержку психического развития, с одной стороны, и теоретической неразработанностью ее содержания и способов предоставления, с другой, определило тему нашего исследования: «Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития».
Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.
Объект исследования: процесс оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с ребенком с ЗПР.
Предмет исследования: способы, формы и условия оказания дошкольным образовательным учреждением педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: если родителям, имеющим детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, оказать педагогическую помощь:
то у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии.
Цель и гипотеза определили следующие задачи:
Методологической базой исследования являются концепция готовности (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, А.А. Кандыбович, М.М. Дьяченко), принцип единства сознания и деятельности как один из аспектов деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская), основные положения теории развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.), концепции задержек психического развития (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ и обобщение научной литературы по проблеме; эмпирические – беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ, наблюдения за поведением и деятельностью детей, анкетирование, методы психологической диагностики.
Для достижения максимального
эффекта и проверки гипотезы исследование
проводилось в несколько
Первый этап (февраль 2008 г.) был посвящен изучению и анализу педагогической, психологической и социологической литературы по проблеме исследования.
На втором этапе (март-апрель 2008 г.) была проведена экспериментальная работа:
констатирующий эксперимент - анализ особенностей детско-родительских отношений, определение уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР и выявление потребности родителей в педагогической помощи
формирующий эксперимент – работа по программе педагогической помощи родителям по формированию готовности к взаимодействию со своими детьми, имеющими задержку психического развития.
Отслеживались ход и результаты экспериментальной работы.
На третьем этапе (май 2008 г.) осуществлялись обобщение и описание результатов экспериментальной работы, формулирование теоретических выводов.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении условий, обеспечивающих формирование готовности родителей к организации педагогически эффективного взаимодействия:
Практическая значимость исследования: разработанные способы и формы оказания родителям педагогической помощи могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми с ЗПР.
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР «Дельфин» г. Муравленко. В эксперименте принимали участие 5 педагогов, 25 семей и 25 воспитанников старших возрастных групп.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности
детей с задержкой
В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизическом развитии. Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой – мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений или различной степенью незрелостью мозговых структур. Таким образом, по мнению Е.А. Стребелевой [20, С.125], в определении «задержка психического развития» «… отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина [12, С. 67] предлагают рассматривать ЗПР как «… замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».
Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов, касающихся закономерностей развития психики детей раннего и дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой [22, С.89] выделить основные группы причин, обуславливающих ее нарушения:
Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обуславливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов.
Среди классификаций задержки психического развития наиболее разработанной можно считать классификацию К.С. Лебединской [1, С.95] (табл. 1). Н.А. Цыпина [8, С.176] и др., нанимавшиеся изучением особенностей развития детей с ЗПР, выявили их специфические особенности. Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗПР узок и органичен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно-действенного мышления по сравнению со словесно-логическим. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют использовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос.
Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с ЗПР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т.д. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации.