Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………

7
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..
7
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………

11
1.3. Формирование готовности родителей к взаимодействию с детьми с задержкой психического развития………………………………………….

13
1.4. Содержание готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития………………………………………….

15
1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….
17
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………



19
2.1. Организация и методы исследования………………………………….
19
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….
22
2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………

26
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..

31
Список используемой литературы………………………………………….
40
Приложение № 1……………………………………………………………..
42
Приложение № 2……………………………………………………………..
44
Приложение № 3…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ЗПР.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«МУРАВЛЕНКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ 

В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(выпускная квалификационная  работа)

 

 

 

Научный руководитель:

__________Г.Г. Хазиева

Автор работы:

_________Е.В. Цымбал

Рецензент:

____________________

 

 

 

 

Муравленко,  2008

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………..

3

Глава I.  Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………

 

7

1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..

7

1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………

 

11

1.3. Формирование готовности  родителей к взаимодействию с  детьми с задержкой психического  развития………………………………………….

 

13

1.4. Содержание готовности  родителей к взаимодействию с  ребенком с задержкой психического развития………………………………………….

 

15

1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….

17

Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………

 

 

 

19

2.1. Организация и методы исследования………………………………….

19

2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….

22

2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………

 

26

2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..

 

31

Список используемой литературы………………………………………….

40

Приложение № 1……………………………………………………………..

42

Приложение № 2……………………………………………………………..

44

Приложение № 3……………………………………………………………..

48


 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, В.С. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности детей с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам в работе с такими детьми.

Усилившиеся экологические  нарушения, физические и эмоциональные  перегрузки женщин, рост алкоголизма  и наркомании привели к резкому  росту числа с ЗПР. По данным Госкомстата РФ число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18% с задержкой психического развития - на 20%.

Задержка психического развития может проявиться уже и в дошкольном возрасте. ЗПР носит, как правило,  временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация. Старший дошкольный возраст, по мнению ученых, является максимально благоприятным для преодоления отставания в развитии детей и необходимо полностью использовать его возможности.

Понимая, что воспитание детей с ЗПР является серьезной  и важной обязанностью родителей, педагоги дошкольных образовательных учреждений пытаются помочь им в организации  педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но, будучи эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь оказывается малодейственной.

Современные исследователи активно  изучают проблемы родителей, имеющих  детей с тяжелыми аномалиями развития. Направления научных изысканий представляют несомненный интерес, но они прямо не связаны с решением проблемы поиска путей и способов организации родителями педагогически эффективных взаимных отношений со своими детьми с ЗПР и содержания  оказываемой им в этом педагогической помощи.

Таким образом, противоречие между необходимостью оказания образовательным  учреждением системной помощи родителям  в организации педагогически  эффективного взаимодействия со своим  ребенком, имеющим задержку психического развития, с одной стороны, и теоретической неразработанностью ее содержания и способов предоставления, с другой, определило тему нашего исследования: «Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития».

Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.

Объект исследования: процесс оказания педагогической  помощи родителям в организации их взаимодействия с ребенком с ЗПР.

Предмет исследования: способы, формы и условия оказания дошкольным образовательным учреждением педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: если родителям, имеющим детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, оказать педагогическую помощь:

  • в освоении системы знаний и причинах и природе задержки психического развития детей, ее типах и особенностях проявления;
  • в адекватном восприятии негативных последствий нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности таких детей;
  • в стимулировании проявлений родительского долга, стремления окружить их своей заботой и поддержкой;
  • в организации их совместной деятельности с детьми, в которой осваиваются различные методы и приемы эффективного взаимодействия – беседы, разыгрывание педагогических ситуаций и их анализ, упражнения, личный пример, игры и др.,

то  у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии.

Цель и гипотеза определили следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические подходы к определению сущности «взаимодействия», пониманию его связи с понятиями «педагогическая помощь», «общение», «совместная деятельность», «готовность к взаимодействию с ребенком с ЗПР».
  2. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с ЗПР.
  3. Определить структуру и содержание  готовности родителей к взаимодействию со своим ребенком с ЗПР.
  4. Разработать способы оказания дошкольным образовательным учреждением помощи семьям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития, и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Методологической  базой исследования являются концепция готовности (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, А.А. Кандыбович, М.М. Дьяченко), принцип единства сознания и деятельности как один из аспектов деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская), основные положения теории развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.), концепции задержек психического развития (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ и обобщение научной литературы по проблеме; эмпирические – беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ, наблюдения за поведением и деятельностью детей, анкетирование, методы психологической диагностики.

Для достижения максимального  эффекта и проверки гипотезы исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (февраль 2008 г.) был посвящен изучению и анализу педагогической, психологической и социологической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (март-апрель 2008 г.) была проведена экспериментальная работа:

констатирующий эксперимент - анализ особенностей детско-родительских отношений, определение уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР и выявление потребности родителей в педагогической помощи

формирующий эксперимент – работа по программе педагогической помощи родителям по формированию готовности к взаимодействию со своими детьми, имеющими задержку психического развития.

Отслеживались ход и результаты экспериментальной работы.

На третьем  этапе (май 2008 г.) осуществлялись обобщение и описание результатов экспериментальной работы, формулирование теоретических выводов.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении условий, обеспечивающих формирование готовности родителей к организации педагогически эффективного взаимодействия:

  • стремления рассматривать проблемы ребенка позитивно, с ориентацией на будущее;
  • желания помочь своему ребенку;
  • осознанного регулирования своих эмоций, настроений и действий;
  • единства действий педагогов ДОУ (воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов).

Практическая  значимость исследования: разработанные способы и формы оказания родителям педагогической помощи могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми с ЗПР.

Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР «Дельфин» г. Муравленко. В эксперименте принимали участие 5 педагогов, 25 семей и 25 воспитанников старших возрастных групп.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Особенности  детей с задержкой психического  развития

В русле специальной  дошкольной педагогики и психологии задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизическом развитии. Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой – мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений или различной степенью незрелостью мозговых структур. Таким образом, по мнению Е.А. Стребелевой [20, С.125], в определении «задержка психического развития» «… отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности».  Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина [12, С. 67] предлагают рассматривать ЗПР как «… замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».

Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов, касающихся закономерностей развития психики детей раннего и дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой [22, С.89] выделить основные группы причин, обуславливающих ее нарушения:

  1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию.
  2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта.
  3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет  реализацию возрастных возможностей психического развития.
  4. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития.
  5. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды.
  6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых.

Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики  ребенка может обуславливаться  как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов.

Среди классификаций  задержки психического развития наиболее разработанной можно считать классификацию К.С. Лебединской [1, С.95]  (табл. 1). Н.А. Цыпина [8, С.176] и др., нанимавшиеся изучением особенностей развития детей с ЗПР, выявили их специфические особенности. Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗПР узок и органичен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно-действенного мышления по сравнению со словесно-логическим. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют использовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос.

Выявлены особенности  нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с ЗПР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т.д. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Информация о работе Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития