Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………
7
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..
7
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………
11
1.3. Формирование готовности родителей к взаимодействию с детьми с задержкой психического развития………………………………………….
13
1.4. Содержание готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития………………………………………….
15
1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….
17
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………
19
2.1. Организация и методы исследования………………………………….
19
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….
22
2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………
26
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..
31
Список используемой литературы………………………………………….
40
Приложение № 1……………………………………………………………..
42
Приложение № 2……………………………………………………………..
44
Приложение № 3…………………………………………
2.3. Программа педагогической помощи
(формирующий эксперимент)
Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Исследование уровня родительской готовности к сотрудничеству позволило выделить основные принципы организации работы:
Наибольшие трудности
в плане организации
Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.
Задача первого этапа – создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. Содержание беседы определяется задачами этапа.
В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколько целей:
Методически оправдано
каждое утверждение о
В ходе коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР, в условиях ДОУ индивидуальное консультирование родителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
На этапе собственно
коррекционной работы меняются задачи
и формы индивидуального
Основными задачами на данном этапе выступают:
Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе являются следующие:
Важным условием работы
с данными родителями, дети которых
имеют отклонения в развитии (в
частности ЗПР), является формирование
у них адекватной оценки психического
состояния своих детей в плане готовности к
школьному обучению. Индивидуальная работа
на этом этапе носит консультативно-
Индивидуальное консультировани
Наряду с индивидуальными формами желательной является групповая форма работы с родителями.
Руководство родительскими
группами ставит своей целью улучшение
детско-родительских отношений, когда
имеет место непонимание
Выбор групповых форм воздействия определяется рядом общих принципов организации этого вида работы:
Исходя из этих принципов, сроки начала работы с родительскими группами вариативны и определяются степенью готовности к сотрудничеству.
Групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована со второй половины учебного года (срок проведения формирующего эксперимента ограничен во времени, а предложенная временная периодизация будет более эффективна), так как изменение их внутренней позиции, осознание их участия в образовательном процессе происходит только тогда, когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленной систематической работы с ним. Это происходит не раньше чем через полгода, учитывая длительность адаптационного периода таких детей.
При условии готовности к взаимодействию работа с родительскими группами может начинаться с начала учебного года.
В работе с каждой группой
родителей реализуются
Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:
Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы:
Состав родительских групп может быть как однородным в плане родительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей с низким уровнем мотивации участвуют таковые с высоким уровнем, выполняя роль интегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия.
2.4. Анализ развития
взаимодействия родителей и
(контрольный эксперимент)
На данном этапе исследования для оценки эффективности проведенной работы с родителями повторно было проведено исследование особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР. Исследование проводилось на основании тех же методик.
1. Результаты по тесту-опроснику родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина)
В данном случае 47% родителей (что на 16% больше в сравнении с первоначальным обследованием) стремятся удовлетворить все потребности ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Снижение количества родителей, стремящихся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность на 39%, что всего составило 30%. Уменьшилось количество родителей, проявляющих в общении с детьми авторитаризм на 16%, что всего составило 60%.
19 (76%) родителей владеют базовыми знаниями и представлениями об особенностях познавательной и личностной сферы детей с ЗПР (на 10 родителей больше). Столько же родителей (76%) стали положительно воспринимать своего ребенка, оптимистично смотреть в будущее; 20 (80%) - проводят совместно с ребенком досуг; 24 (96%) родителей стараются помочь своему ребенку (см. диаграмму 1).
2. Результаты
исследования родительской
На контрольном этапе эксперимента 16 семей (64%) показали высокий уровень мотивации, что в данном случае составило самую многочисленную группу (увеличение на 48%)
Родителей со средним уровнем мотивации составило 32% (8 семей), что в сравнении меньше 16% за счет увеличения высокого уровня мотивации.
Довольно малочисленной оказалась группа родителей с низким уровнем мотивации – всего 1 семья (4%). Снижение на 32%, что является довольно позитивным результатом входе проведенной работы (см. диаграмму 2).
3. Результаты по кинетическому рисунку семьи
(Р.Бернса, С Кауфмана)
Только 12% в рисунках детей свидетельствуют о неблагоприятной семейной обстановке (снижение на 46%), в которой они живут (см. диаграмму 3); снижение уровня тревожности на 30%, что составило всего 12%; только 16% детей испытывают чувство неполноценности во взаимных отношениях в семье (снижение на 20%).
Диаграмма 1
Сравнительный анализ родительского отношения к детям
(констатирующий и контрольный эксперименты)
Диаграмма 2
Сравнительный анализ исследования родительской мотивации
(констатирующий и контрольный эксперименты)
Диаграмма 3
Сравнительный анализ рисуночного теста
(констатирующий и контрольный эксперименты)
Выводы по II главе
Экспериментальная работа проводилась с целью проверки выдвинутой нами гипотезы и достижения поставленной цели исследования.
В результате констатирующего эксперимента, в ходе которого был проведен анализ особенностей детско-родительских отношений, определен уровень готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина), кинетического рисунка семьи (Р.Бернса, С Кауфмана), анализа социальной характеристики данных семей, анкеты по оценке родительской мотивации. Для оценки эффективности проведенной работы (индивидуального консультирования родителей, групповых форм работы и т.д.), было проведено повторное исследование, которое проводилось с помощью тех же методик.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие результаты:
1. По результатам теста-опросника родительского отношения к детям 47% родителей (что на 16% больше в сравнении с первоначальным обследованием) стремятся удовлетворить все потребности ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Снижение количества родителей, стремящихся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность на 39%, что всего составило 30%. Уменьшилось количество родителей, проявляющих в общении с детьми авторитаризм на 16%, что всего составило 60%. 19 (76%) родителей владеют базовыми знаниями и представлениями об особенностях познавательной и личностной сферы детей с ЗПР (на 10 родителей больше). Столько же родителей (76%) стали положительно воспринимать своего ребенка, оптимистично смотреть в будущее; 20 (80%) - проводят совместно с ребенком досуг; 24 (96%) родителей стараются помочь своему ребенку.
2. В результате повторного исследования родительской мотивации 16 семей (64%) показали высокий уровень мотивации, что в данном случае составило самую многочисленную группу (увеличение на 48%). Родителей со средним уровнем мотивации составило 32% (8 семей), что в сравнении меньше 16% за счет увеличения высокого уровня мотивации. Малочисленной оказалась группа родителей с низким уровнем мотивации – всего 1 семья (4%). Снижение на 32%, что является довольно позитивным результатом входе проведенной работы.