Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………

7
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..
7
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………

11
1.3. Формирование готовности родителей к взаимодействию с детьми с задержкой психического развития………………………………………….

13
1.4. Содержание готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития………………………………………….

15
1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….
17
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………



19
2.1. Организация и методы исследования………………………………….
19
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….
22
2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………

26
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..

31
Список используемой литературы………………………………………….
40
Приложение № 1……………………………………………………………..
42
Приложение № 2……………………………………………………………..
44
Приложение № 3…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ЗПР.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие родителей с ребенком с задержкой психического развития   понимается  как их совместная деятельность, в процессе организации которой родители, учитывая, что их дети имеют низкий уровень познавательных способностей и эмоциональные нарушения, создают условия, при которых дети проявляют инициативу, активность и уверенность в собственных силах и не испытывают тревожности, подавленности, чувства своей неполноценности.

Готовность родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР - это потребность и способность включать его личностно и социально значимую, эмоционально привлекательную, воспитывающую и развивающую, т.е. в педагогически эффективную, совместную деятельность.

Педагогическая помощь трактуется как комплексная совместная профессиональная деятельность педагогов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, социального педагога), направленная на содействие родителям в разрешении проблем, связанных с особенностями их взаимодействия со своими детьми, имеющими нарушения развития в эмоциональной и познавательной сферах.

Содержание готовности к взаимодействию с ребенком с  ЗПР представляет собой совокупность трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития

 

2.1. Организация  и методы исследования

Цель исследования: определить структуру и содержание  готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.

Объект исследования: процесс оказания педагогической  помощи родителям в организации их взаимодействия с ребенком с ЗПР.

Предмет исследования: способы, формы и условия оказания дошкольным образовательным учреждением педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: если родителям, имеющим детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, оказать педагогическую помощь:

  • в освоении системы знаний и причинах и природе задержки психического развития детей, ее типах и особенностях проявления;
  • в адекватном восприятии негативных последствий нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности таких детей;
  • в стимулировании проявлений родительского долга, стремления окружить их своей заботой и поддержкой;
  • в организации их совместной деятельности с детьми, в которой осваиваются различные методы и приемы эффективного взаимодействия – беседы, разыгрывание педагогических ситуаций и их анализ, упражнения, личный пример, игры и др.,

то  у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии.

Цель и гипотеза определили следующие задачи:

  1. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с ЗПР, т.е. изучить микросоциальные условия воспитания детей с ЗПР.
  2. Определить структуру и содержание  готовности родителей к взаимодействию со своим ребенком с ЗПР, т.е. определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами ДОУ
  3. Разработать способы оказания дошкольным образовательным учреждением помощи семьям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития, и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе, т.е. выработать методы дифференцированной помощи родителям, учитывающих уровни родительской мотивации.

Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР «Дельфин» г. Муравленко. В эксперименте принимали участие 5 педагогов, 25 семей и 25 воспитанников старших возрастных групп.

Методы исследования: использовались тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина), кинетический рисунок семьи (Р.Бернса, С Кауфмана), анализ социальной характеристики данных семей, анкета по оценке родительской мотивации.

Изучение микросоциальных  условий воспитания детей с ЗПР (приложение № 1) включает в себя такие  параметры, как:

  • уровень образования родителей;
  • общий культурный уровень семьи;
  • материальная обеспеченность;
  • жилищно-бытовые условия;
  • взаимоотношения в семье;
  • наличие вредных привычек у родителей;
  • состояние здоровья родителей.

На основе анализа  вышеперечисленных факторов были выделены 3 группы семей (табл. 2).

Наряду с изучением  социальной характеристики семей была изучена родительская мотивация  в плане с сотрудничества с  педагогами ДОУ. Уровень родительской мотивации определялся на основании  разработанной нами анкеты и оценивался по таким параметрам, как:

  • адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
  • готовность к полноценному сотрудничеству с педагогами ДОУ в процессе совместной работы, понимание его важности и необходимости;
  • степень инициативы в плане сотрудничества с педагогами ДОУ;
  • продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций

Таблица 2

Наименование  групп семей

Факторы, характеризующие  данную

группу семей

1-ая группа семей

оптимальная (3 балла)

Высшее образование  родителей. Высокий культурный уровень семьи. Материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье. Отсутствие вредных привычек у членов семьи. По состоянию здоровья – оптимальная.

2-ая группа семей

удовлетворительная 

(2 балла)

Один из показателей является неудовлетворительным (вредные привычки, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья – удовлетворительная.

3-я группа семей

неудовлетворительная 

(1 балл)

Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных  показателей (низкий уровень культуры; неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки; злоупотребление алкоголем; по состоянию здоровья – неудовлетворительная).


2.2. Результаты  исследования 

(констатирующий  эксперимент)

Для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР и выявления потребности родителей в педагогической помощи был проведен констатирующий эксперимент.

1. Результаты  по тесту-опроснику родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Часть родителей (31%) стремится  удовлетворить все потребности  ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. 69% родителей стремятся инфантилизировать  ребенка, приписать ему личную и  социальную несостоятельность. У 76% родителей отчетливо просматривается в общении с детьми авторитаризм.

9 (36%) родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с ЗПР. Столько же родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни; 12 (48%) - не проводят совместно с ребенком досуг; только 4 (16%) родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.

2. Результаты  по кинетическому  рисунку семьи

(Р.Бернса, С  Кауфмана)

Рисунки 58% детей свидетельствуют о неблагоприятной и даже конфликтной семейной обстановке, в которой они живут; 42% детей находятся в состоянии тревожности; 36% детей испытывают чувство неполноценности во взаимных отношениях в семье.

3. Результаты  исследования родительской мотивации

Разная степень готовности к сотрудничеству и к взаимодействию с ребенком ЗПР соответственно определила различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий. Мы дифференцировали их по количеству набранных баллов: высокий уровень – 12 баллов; средний уровень – 7 баллов; низкий уровень – 5 баллов.

Таблица 3

Уровни родительской мотивации

Уровни 

Количество  семей

%

Высокий

4 семьи

16%

Средний

12 семей

48%

Низкий 

9 семей

36%


 

Данные таблицы 3 показывают, что из общего числа исследуемых семей только 4 семьи (16%) показали высокий уровень мотивации, что составляет самую малочисленную группу. Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями: адекватное восприятие состояния ребенка,  готовность к полноценному сотрудничеству с педагогами ДОУ, понятие важности и необходимости сотрудничества.

Родители со средним  уровнем мотивации  характеризуются  адекватным восприятием состояния  ребенка, не отрицают необходимости  сотрудничества, но при минимальной затрате усилий с их стороны. Таких родителей наибольшее количество – 12 семей (48%).

Довольно многочисленной оказалась группа родителей с  низким уровнем мотивации – 9 семей (36%). При этом некоторые качественные отличия в характеристике этой группы родителей позволили выделить 2 типа низкого уровня родительской мотивации:

1-ый тип – отсутствие  адекватной оценки родителями  состояния своего ребенка, пассивная  внутренняя позиция родителей  в сотрудничестве. Критические замечания  поступали от 5 семей (55 % от общего числа родителей этой группы);

2-ой тип – при  адекватной оценке родителями  состояния своего ребенка необходимость  и возможность сотрудничества  отрицается вследствие устоявшейся  позиции в отношении средств  воспитательного воздействия к своему ребенку, которую считают единственно верной.

4. Оценка социально-психологического статуса семей, %

Таблица 4

Наименование  групп семей

Количество  семей

%

1-ая группа семей

оптимальная

 

7 семей

 

28%

2-ая группа семей

удовлетворительная 

 

14 семей

 

56%

3-я группа семей

неудовлетворительная 

 

4 семьи

 

16%


 

Данные таблицы 4 показывают, что из 25 исследованных семей только 7 семей (28%) были отнесены к группе «оптимальная». По факторам социальной характеристики здесь были следующие показатели: высшее и среднее образование у родителей, высокий и удовлетворительный культурный уровень, хорошие материально-бытовые условия, благоприятный взаимоотношения в семье, наличие таких вредных привычек у родителей, как курение. По состоянию здоровья у данных семей отмечены оптимальные показатели.

Наиболее многочисленной оказалась группа семей, оценка социальных факторов которых соответствовала  наименованию «удовлетворительная». Из 25 исследованных семей таких оказалось 14, что составило 56%. Среди неудовлетворительных показателей этой группы были жилищные условия, общий культурный уровень, особенности взаимоотношений в семье.

Оценкой «неудовлетворительная» были отмечены 4 семьи (16%). Среди негативных показателей чаще других выступали: неблагоприятный психологический климат в семье и наличие вредных привычек у родителей (злоупотребление алкоголем).

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили  установить, что у 9 семей (36%) готовность к взаимодействию с ребенком ЗПР  и к сотрудничеству с педагогами ДОУ сформирована на низком уровне, у 12 (48%) на среднем уровне и только у 4 семей (16%) на высоком уровне.

Родители с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком с ЗПР и сотрудничеству с педагогами ДОУ характеризуются отсутствием знаний об особенностях эмоционально-волевой незрелости детей, характере нарушений их познавательной деятельности, непонимание причин несформированности учебной мотивации, пассивности, неуверенности ребенка. Осознанное разочарование в собственном ребенке, нередко сопровождаемое чувством обиды, порождало внутреннее его непринятие с присущей ему жестокостью или отстраненностью.

Знания родителей со средним уровнем сформированности готовности к взаимодействию и сотрудничеству характеризуются поверхностными, несистематизированными. Они осознают необходимость оказания ребенку помощи, но часто не знают, в чем она заключается, и зачастую осуществляют воспитание интуитивно.

Взаимодействие этих родителей и детей отличаются спонтанностью, совместные действия носят  непродолжительный, формальный характер.

Родители, у которых  готовность к взаимодействию и сотрудничеству сформирована на высоком уровне, характеризуются хорошими знаниями о природе задержки психического развития. Они принимают ребенка таким, какой он есть, верят в его будущее, внимательны, ласковы и терпеливы, осознают свою ответственность на воспитание такого ребенка; умеют вызвать и поддержать детскую инициативу, учесть точку зрения ребенка в спорных вопросах, прибегнуть к убеждающим стратегиям и заинтересовать ребенка

Информация о работе Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития