Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………
7
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..
7
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………
11
1.3. Формирование готовности родителей к взаимодействию с детьми с задержкой психического развития………………………………………….
13
1.4. Содержание готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития………………………………………….
15
1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….
17
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………
19
2.1. Организация и методы исследования………………………………….
19
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….
22
2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………
26
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..
31
Список используемой литературы………………………………………….
40
Приложение № 1……………………………………………………………..
42
Приложение № 2……………………………………………………………..
44
Приложение № 3…………………………………………
Взаимодействие родителей с ребенком с задержкой психического развития понимается как их совместная деятельность, в процессе организации которой родители, учитывая, что их дети имеют низкий уровень познавательных способностей и эмоциональные нарушения, создают условия, при которых дети проявляют инициативу, активность и уверенность в собственных силах и не испытывают тревожности, подавленности, чувства своей неполноценности.
Готовность родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР - это потребность и способность включать его личностно и социально значимую, эмоционально привлекательную, воспитывающую и развивающую, т.е. в педагогически эффективную, совместную деятельность.
Педагогическая помощь трактуется как комплексная совместная профессиональная деятельность педагогов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, социального педагога), направленная на содействие родителям в разрешении проблем, связанных с особенностями их взаимодействия со своими детьми, имеющими нарушения развития в эмоциональной и познавательной сферах.
Содержание готовности к взаимодействию с ребенком с ЗПР представляет собой совокупность трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического.
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.
Объект исследования: процесс оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с ребенком с ЗПР.
Предмет исследования: способы, формы и условия оказания дошкольным образовательным учреждением педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: если родителям, имеющим детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, оказать педагогическую помощь:
то у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии.
Цель и гипотеза определили следующие задачи:
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР «Дельфин» г. Муравленко. В эксперименте принимали участие 5 педагогов, 25 семей и 25 воспитанников старших возрастных групп.
Методы исследования: использовались тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина), кинетический рисунок семьи (Р.Бернса, С Кауфмана), анализ социальной характеристики данных семей, анкета по оценке родительской мотивации.
Изучение микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР (приложение № 1) включает в себя такие параметры, как:
На основе анализа вышеперечисленных факторов были выделены 3 группы семей (табл. 2).
Наряду с изучением социальной характеристики семей была изучена родительская мотивация в плане с сотрудничества с педагогами ДОУ. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанной нами анкеты и оценивался по таким параметрам, как:
Таблица 2
Наименование групп семей |
Факторы, характеризующие данную группу семей |
1-ая группа семей оптимальная (3 балла) |
Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье. Отсутствие вредных привычек у членов семьи. По состоянию здоровья – оптимальная. |
2-ая группа семей удовлетворительная (2 балла) |
Один из показателей является неудовлетворительным (вредные привычки, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья – удовлетворительная. |
3-я группа семей неудовлетворительная (1 балл) |
Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей (низкий уровень культуры; неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки; злоупотребление алкоголем; по состоянию здоровья – неудовлетворительная). |
2.2. Результаты исследования
(констатирующий эксперимент)
Для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР и выявления потребности родителей в педагогической помощи был проведен констатирующий эксперимент.
1. Результаты по тесту-опроснику родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина)
Часть родителей (31%) стремится
удовлетворить все потребности
ребенка с ЗПР, оградить его от
трудностей и неприятностей жизни.
69% родителей стремятся
9 (36%) родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с ЗПР. Столько же родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни; 12 (48%) - не проводят совместно с ребенком досуг; только 4 (16%) родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.
2. Результаты по кинетическому рисунку семьи
(Р.Бернса, С Кауфмана)
Рисунки 58% детей свидетельствуют о неблагоприятной и даже конфликтной семейной обстановке, в которой они живут; 42% детей находятся в состоянии тревожности; 36% детей испытывают чувство неполноценности во взаимных отношениях в семье.
3. Результаты исследования родительской мотивации
Разная степень готовности к сотрудничеству и к взаимодействию с ребенком ЗПР соответственно определила различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий. Мы дифференцировали их по количеству набранных баллов: высокий уровень – 12 баллов; средний уровень – 7 баллов; низкий уровень – 5 баллов.
Таблица 3
Уровни родительской мотивации
Уровни |
Количество семей |
% |
Высокий |
4 семьи |
16% |
Средний |
12 семей |
48% |
Низкий |
9 семей |
36% |
Данные таблицы 3 показывают, что из общего числа исследуемых семей только 4 семьи (16%) показали высокий уровень мотивации, что составляет самую малочисленную группу. Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими качественными показателями: адекватное восприятие состояния ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству с педагогами ДОУ, понятие важности и необходимости сотрудничества.
Родители со средним уровнем мотивации характеризуются адекватным восприятием состояния ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества, но при минимальной затрате усилий с их стороны. Таких родителей наибольшее количество – 12 семей (48%).
Довольно многочисленной оказалась группа родителей с низким уровнем мотивации – 9 семей (36%). При этом некоторые качественные отличия в характеристике этой группы родителей позволили выделить 2 типа низкого уровня родительской мотивации:
1-ый тип – отсутствие
адекватной оценки родителями
состояния своего ребенка,
2-ой тип – при
адекватной оценке родителями
состояния своего ребенка
4. Оценка социально-психологического статуса семей, %
Таблица 4
Наименование групп семей |
Количество семей |
% |
1-ая группа семей оптимальная |
7 семей |
28% |
2-ая группа семей удовлетворительная |
14 семей |
56% |
3-я группа семей неудовлетворительная |
4 семьи |
16% |
Данные таблицы 4 показывают, что из 25 исследованных семей только 7 семей (28%) были отнесены к группе «оптимальная». По факторам социальной характеристики здесь были следующие показатели: высшее и среднее образование у родителей, высокий и удовлетворительный культурный уровень, хорошие материально-бытовые условия, благоприятный взаимоотношения в семье, наличие таких вредных привычек у родителей, как курение. По состоянию здоровья у данных семей отмечены оптимальные показатели.
Наиболее многочисленной
оказалась группа семей, оценка социальных
факторов которых соответствовала
наименованию «удовлетворительная». Из
25 исследованных семей таких
Оценкой «неудовлетворительная» были отмечены 4 семьи (16%). Среди негативных показателей чаще других выступали: неблагоприятный психологический климат в семье и наличие вредных привычек у родителей (злоупотребление алкоголем).
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили установить, что у 9 семей (36%) готовность к взаимодействию с ребенком ЗПР и к сотрудничеству с педагогами ДОУ сформирована на низком уровне, у 12 (48%) на среднем уровне и только у 4 семей (16%) на высоком уровне.
Родители с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком с ЗПР и сотрудничеству с педагогами ДОУ характеризуются отсутствием знаний об особенностях эмоционально-волевой незрелости детей, характере нарушений их познавательной деятельности, непонимание причин несформированности учебной мотивации, пассивности, неуверенности ребенка. Осознанное разочарование в собственном ребенке, нередко сопровождаемое чувством обиды, порождало внутреннее его непринятие с присущей ему жестокостью или отстраненностью.
Знания родителей со средним уровнем сформированности готовности к взаимодействию и сотрудничеству характеризуются поверхностными, несистематизированными. Они осознают необходимость оказания ребенку помощи, но часто не знают, в чем она заключается, и зачастую осуществляют воспитание интуитивно.
Взаимодействие этих родителей и детей отличаются спонтанностью, совместные действия носят непродолжительный, формальный характер.
Родители, у которых готовность к взаимодействию и сотрудничеству сформирована на высоком уровне, характеризуются хорошими знаниями о природе задержки психического развития. Они принимают ребенка таким, какой он есть, верят в его будущее, внимательны, ласковы и терпеливы, осознают свою ответственность на воспитание такого ребенка; умеют вызвать и поддержать детскую инициативу, учесть точку зрения ребенка в спорных вопросах, прибегнуть к убеждающим стратегиям и заинтересовать ребенка