Поведенческая терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 11:27, реферат

Краткое описание

Современная поведенческая психотерапия, как уже говорилось в обзоре основных направлений психотерапии, не ограничивается приложением принципов и процедур классического и оперантного обусловливания к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур. На одном конце континуума процедур поведенческой терапии находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы : на другом конце - теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

 Современная поведенческая психотерапия, как уже говорилось в обзоре основных направлений психотерапии,  не ограничивается приложением принципов и процедур  классического и оперантного  обусловливания  к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии  отличаются   степенью использования  когнитивных  концепций и процедур. На одном конце континуума процедур  поведенческой  терапии   находится функциональный анализ поведения,  который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и  отвергает все промежуточные когнитивные процессы : на другом  конце - теория социального научения и когнитивная  модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории.

     Поведенческая  терапия (называемая также  "  модификация   поведения")- это  лечение, которое использует принципы  научения для изменения поведения и мышления.  Рассмотрим различные  виды  научения  в их значении для  терапии.

  КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

     Основы классического  обусловливания были созданы в  начале века  И.П.Павловым.  В  опытах И.П.  Павлова условный   стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки),  между  ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул  (звонок)  теперь вызывает  условную реакцию (выделение слюны). Прекрасным примером классического обусловливания  является эксперимент J.B. Watson. В 1918 году J.B.Watson начал   лабораторные эксперименты с детьми,  показывая,  что  опыт   научения в детстве имеет длительный эффект.  В одном опыте   он сначала показал,  что девятимесячный мальчик Альберт не   боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем   Watson ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта   каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких   ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и   пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Watson показывал ему другие белые объекты. В этом опыте   Watson использовал  классическое  обусловливание:  сочетая   громкий звук (безусловный стимул)  с  предъявлением  крысы   (условный стимул), он вызывал новую реакцию - условную реакцию страха - на прежде нейтральное животное.

Этот опыт   демонстрирует   также   феномен,   открытый   И.П.Павловым и называемый "генерализацией стимулов".  Суть   его состоит в том, что если развилась условная реакция, то   ее будут вызывать  также  стимулы,  похожие  на  условный.   Watson продемонстрировал,  что  ребенка можно приучить бояться того,  что прежде представлялось безобидным,  и этот   страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький   Альберт стал испытывать страх ко всем меховым игрушкам. Из  своих опытов он сделал вывод,  что дети научаются всему, в   том числе фобиями.     Другое понятие,  пришедшее из лаборатории И.П.Павлова и   имеющее отношение к поведенческой терапии, - это "различение   стимулов" (или "стимульная дискриминация"). Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы. Плач   ребенка становится условным стимулом для матери: ее условная реакция может выражаться в том, что она просыпается от   глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но та же мать   может глубоко спать, когда плачет чужой ребенокИ еще один феномен,  открытый И.П.Павловым и используемый в поведенческих процедурах. Условный стимул продолжает   вызывать условную  реакцию только в том случае,  если хотя   бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение   условной реакции  в  результате устранения связи между условным и безусловным стимулами называется "угасанием".

       ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ, ИЛИ ОПЕРАНТНОЕ, ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

     Не все виды  научения можно объяснить классическим обусловливанием. При  классическом  обусловливании  условный и   безусловный стимулы предшествуют условной реакции.  Но условные связи  могут также возникать между реакциями и стимулами, которые следуют за ними,  другими  словами,  между   поведением и его последствиями. Например, собака научается   "служить", чтобы получить угощение;  ребенок научается говорить "пожалуйста",  чтобы получить конфетку. Эти реакции являются инструментами  для  получения  какой-то  награды.  Инструментальное обусловливание  - это процедура научения,  при которой реакции приводят к награждению  или  желаемому   эффекту.

Принципы инструментального научения открыл американский  психолог Е.Thorndike примерно в то время, когда И.П.Павлов   проводил эксперименты в России.  Животное, обычно голодная   кошка, помещалась в специальную клетку,  названную "загад кой", и должна была научиться какой-то реакции - например,  наступить на маленький рычаг для того, чтобы открыть дверь  и выйти наружу.  Когда кошке это удавалось,  она награждалась пищей  и вновь возвращалась в ящик.  После нескольких  проб кошка спокойно подходила к рычагу,  нажимала на  него  лапой, выходила через открытую дверь и ела.

Формирование реакции происходило путем проб  и  ошибок,  как результат выбора нужного эталона поведения и последующего его закрепления. Научение, согласно Thorndike, управляется ЗАКОНОМ ЭФФЕКТА.  Согласно этому закону,  поведение контролируется его результатами и  последствиями.  Поведение, которое  приводит к достижению положительного результата, удовлетворению,  закрепляется, и наоборот: не приводящее к положительному результату стирается или ослабляется.

Спустя несколько  десятилетий после опубликований работ  Thorndike другой американский психолог,  B.Skinner, развил  идеи Thorndike .  Skinner подчеркивал,  что при инструментальном обусловливании животное оперирует со средой,  производит какое-нибудь движение, воздействует на среду. Поэтому процесс научения этим реакциям он  назвал  ОПЕРАНТНЫМ  ОБУСЛОВЛИВАНИЕМ.Для изучения оперантного обусловливания Skinner изобрел  экспериментальную камеру, получившую название "скиннеровского ящика". Камера полностью контролируется. Она звуко- и   светонепроницаема, в  ней поддерживается постоянная температура. Она содержит приспособление,  которым животное может оперировать,  чтобы получить вознаграждение. Например,  крыса, нажимая на рычаг, получает пищу из тонкой трубочки.  Скиннеровский ящик  позволил изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать,  как эти последствия влияют на поведение.Оперантное обусловливание подчеркивает,  что  поведение  есть функция его последствий.  Поведение усиливается позитивным или негативным подкреплением: оно ослабляется наказанием.ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ -  это  предъявление  стимулов, которые усиливают  реакцию. Иными словами,  это - награждение. Примером может служить учитель, который хвалит ребенка за прилежную учебу.НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ - это процесс усиления  поведения путем изъятия,  удаления негативных стимулов,  таких,   как боль,  скука, избыток тепла или холода и т.п. Примером   может служить  прием таблетки анальгина при головной боли.   Другой пример:  пациент, испытывающий страх в метро, может   избежать этого переживания, оставшись дома.

НАКАЗАНИЕ. И позитивное и негативное подкрепление  усиливает частоту реакции.  Наказание уменьшает частоту реакции. Часто путают наказание и негативное подкрепление,  они   совершенно различны.  Подкрепление усиливает поведение,  а   наказание ослабляет его.  Если ток выключается, когда крыса   нажимает на рычаг,- это негативное подкрепление;  оно увеличивает вероятность того,  что крыса  нажмет  на  педаль,   когда ток  снова  включает. Но  если ток включается,  когда  крыса нажимает на рычаг,  то это наказание; менее вероятно,   что крыса снова нажмет на рычаг.ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ имеет место тогда, когда реакция награждается (или наказывается) в одной ситуации, но  не награждается (не наказывается) в другой. В таком случае   говорят, что  реакция  (поведение) находится под "контролем   стимула". Этот процесс особенно важен в объяснении гибкости поведения в различных социальных ситуациях. Дискриминация (различие) стимулов позволяет научиться тому,  что является подходящим  (подкрепляемым) и неподходящим (неподкрепляемым) в данной  ситуации.  Например,  ворчливая  жена   вряд ли будет бранить мужа  в присутствии гостей.ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ состоит в том,  что поведение обнаруживается в иных ситуациях, а не только тех, в которых оно было   приобретено. Например,  терапевт  может  помочь   пациенту   стать более уверенным и экспрессивным во время терапии. Но   цель терапии в том,  чтобы пациент стал более уверенным  в   реальных жизненных ситуациях,  другими словами, очень важно, чтобы произошла генерализация.При сравнении  классических  и оперантных условных рефлексов видно,  что, во-первых, классическое обусловливание  требует повторного  парного предъявления нейтрального стимула(звонка) и стимула,  вызывающего врожденную, безусловную реакцию (пища). Обеспечение такого предъявления достигается участием эксперементатора.  В  эксперементах  же  с оперантным обусловливанием  животное само осуществляет перебор стереотипов поведения - и выбор  стереотипа, приводящего к достижению результата,  протекает активнее. Во-вторых, оперантные рефлексы контролируются их результатом;  в  эксперементах же  с классическим обусловливанием появление   условной реакции контролируется предъявлением предшествующего стимула. В реальной жизни большая часть обучения осуществляется по законам  формирования  оперантных  условных  рефлексов.

    СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ

 

 

Научение у людей в большинстве случаев имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми.  И в  большинстве   случаев научение  следует  принципам  инструментального  и   классического обусловливания.  Согласно традиционным взглядам на обусловливание,  для того чтобы произошло научение,   организм должен иметь непосредственный,  личный опыт с сочетаниями стимулов  или  с  последствиями реакций (поведения). Теоретики же социального  научения  утверждают,  что  также учатся на опыте других,  посредством процессов,  известных как "викарное обусловливание" и  "викарное  научения" (или моделирование).Викарное обусловливание может быть классическим и  инструментальном. Посредством  викарного  классического обусловливания, например, на основе поведения какого-либо человека у  нас  может  возникнуть и закрепиться эмоциональная  реакция на определенный стимул.  Скажем, ваш друг восхищается каким-то писателем.  Его эмоция может действовать как безусловный стимул,  который вызывает подобную  реакцию  у   вас (безусловную реакцию). Так как имя писателя сочетается  с безусловным стимулом,  то оно может стать для вас условным стимулом.  И хотя вы сами не читали книг этого писателя, его имя вызывает у вас положительную эмоциональную реакцию (условную реакцию).

Викарное инструментальное обусловливание  демонстрируют  опыты Albert Bandura. Маленьким детям был показан короткий   фильм с участием мужчины и большой надувной куклы. Мужчина   бил куклу кулаком по лицу,  молотком по голове,  пинал ее,   бросал в нее различные предметы.  Но финалы в этом  фильме  были различными.  Одни дети смотрели фильм с окончанием, в   котором агрессивного героя фильма  другой  мужчина  назвал  "чемпионом" и  угощал сладостями и напитками;  другие дети   смотрели, как "героя" ругали и  называли  "плохим  человеком", и, наконец, третьи  дети смотрели фильм,  в котором не   было ни награждения, ни наказания героя. После фильма каждому ребенку было позволено одному поиграть с куклой. Было   обнаружено, что имитация агрессивной модели поведения была   наибольшей у детей,  которые наблюдали награждение.  Таким   образом, подкрепление,  которые дети видели в  фильме,  но   непосредственно не переживали, влияло на их поведение.

Опыты с куклой показали,  что научение  может  осуществляться не  только посредством прямого обусловливания,  но  также и посредством викарного  (замещающего)  обусловливания. Викарное научение  -  это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.

Bandura также  показал,  что дети научаются и имитируют  поведение взрослых,  даже если оно не сопровождается  награждением. В  одном  эксперименте детям показали фильм,  в   котором мужчина или сидел спокойно рядом с куклой,  или  с  неистовством набрасывался  на  нее.  Потом детей оставляли  одних в комнате с куклой.  Те дети,  которые наблюдали агрессивное поведение,  были  более агрессивны.  Более того,  они в точности повторяли те формы агрессивного  поведения,  которые они видели, то есть научения возможно без подкрепления. (Следовательно, закон эффекта Thorndike не является   универсальным).

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

     Поведенческую  терапию характеризуют два основных  положения, которые  отличают ее  от других терапевтических подходов (G.Terence Wilson,1989).  Первое положение: в основе   поведенческой терапии  лежит  модель научения - психологическая модель, которая фундаментально отличается от психодинамической,- квазинозологической,-  модели  психического  заболевания. Второе положение: приверженность научному методу.

     Из этих  двух основных положений вытекает  следующее:

     1. Многие  случаи  патологического  поведения,  которые  прежде рассматривались как болезни  или  как  симптомы  болезни  с  точки  зрения поведенческой  терапии,  представляют   собой  непатологические "проблемы жизни". К таким  проблемам  относятся прежде всего тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения.

     2. Патологическое  поведение является в основном  приобретенным и поддерживается  теми же способами,  что и  нормальное поведение.  Его  можно  лечить,  применяя поведенческие  процедуры.

3. Поведенческая диагностика  в большей степени сосредоточивается  на детерминантах настоящего  поведения,  чем  на  анализе  прошлой жизни. Отличительным признаком  поведенческой диагностики является  ее специфичность:  человека можно  лучше понять,  описать и оценить  по тому,  что он делает в  конкретной ситуации.

4. Лечение  требует  предварительного  анализа  проблемы, выделение в  ней отдельных компонентов. Затем  эти специфические компоненты  подвергаются систематическому  воздействию поведенческих процедур.

5. Стратегии  лечения  разрабатываются  индивидуально  к  различным проблемам  у различных  индивидов.

6. Понимание   происхождения  психологической  проблемы  (психогенеза) не существенно для реализации  поведенческих   изменений; успех  в изменении проблемного поведения  не подразумевает знания его  этиологии.

7. Поведенческая  терапия  основана  на  научном подходе. Это значит,  во-первых,  что  она отталкивается от ясной  концептуальной основы, которая  может быть проверена экспериментально; во-вторых,  терапия согласуется  с содержанием  и методом     эксперементально-клиниченской    психологии;   в-третьих, используемые техники можно описать с достаточной   точностью для того, чтобы измерить их объективно или чтобы  повторить их;  в-четвертых,  терапевтические методы и концепции можно оценить экспериментально.

ЦЕЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

     Поведенческая  терапия стремится к тому, чтобы  в результате лечения  пациент  приобрел так называемый коррективный  опыт научения.  Коррективный  опыт  научения  предполагает  приобретение новых умений совладения (копинг-умений),  повышение коммуникативной компетентности,  преодоление дезадаптивных стереотипов  и деструктивных эмоциональных конфликтов. В современной поведенческой терапии  этот  коррективной опыт  научения  вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах  функционирования, а  не  ограничивается  модификацией  узкого диапазона   паттернов ответных реакций в открытом поведении.

     Коррективный  опыт научения является результатом широкого диапазона различных  поведенческих  стратегий,  которые  осуществляются как  в  ходе лечебных сеансов,  так и между  сеансами терапии.  Одной из отличительных черт поведенческого подхода является высокая активность пациента в реальной жизни между терапевтическими сеансами. Пациентам предлагается, например,  практиковать  релаксационный тренинг,  контролировать ежедневное  потребление   калорий, совершать  различные самоутверждающие действия, сталкиваться с ситуациями, вызывающими  тревогу, воздерживаться  от  выполнения навязчивых ритуалов. Однако поведенческая терапия не является односторонним процессом влияния терапевта на  пациента, направленным на вызов изменений в его убеждениях и поведении. Терапия предполагает динамическое воздействие между терапевтом и пациентом. Решающим фактором терапии является мотивация пациента. Сопротивление изменению и отсутствие мотивации являются причинами неудачного лечения.

Информация о работе Поведенческая терапия