Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить взаимосвязь между половыми и гендерными различиями во взаимопонимании и эмпатии.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 19 до 24 лет.
Предмет исследования: половые и гендерные различия во взаимопонимании.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос;
2. провести эмпирическое исследование с подбором необходимых методик;
3. осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования.

Содержание

Введение.…...………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании...………………………….6
1.1. Определение понятий «понимание», «взаимопонимание»....………………..6
1.2. Сущность понятий «гендер», «пол», «гендерные отношения», «гендерные проблемы». Характеристика половых и гендерных отношений в психологических теориях………………………………………………………….12
1.3. Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании…...19
1.4. Гендерные различия в эмпатии...……………………………………………..29

Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий во взаимопонимании……………………………………………35
2.1. Программа и методики исследования.……………………………………….35
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования....………36
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность)………………………………………………..36
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В...42

Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная квалификационная работа.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

Знаков В.В. отмечает, что взаимопонимание в тематически  направленном общении или совместной деятельности включает в себя две  тесно переплетающиеся и взаимообусловленные  его формы: взаимопонимание как согласование индивидуальных пониманий объекта труда (предмета общения) и как понимание личностных особенностей партнеров  [18,249]. Для того чтобы ясно осознавать психологический состав обеих форм понимания, исследователь должен проанализировать интеллектуальные компоненты психической деятельности субъекта, направленные на извлечение объективного содержания из взаимодействия с объектом, а также на согласование знаний о нем со знаниями других участников общения. Вместе с тем психологу необходимо изучить эмпатийные и оценочные компоненты, связанные с формированием отношения к объекту и отношения к партнерам. Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей [18, 446].

Таким образом, понимание  людьми  друг  друга  означает совпадение  их  мыслей, характеризующееся единством абсолютности и относительности. Взаимопонимание означает двустороннее понимание:

-понимание как  познание и объяснение;

-социальное  понимание  внутри  общности,  т.е.  единое  понимание бытия  – идеология, общественная психология;

-социальное  понимание противной стороны  (разгадывание замысла, понимание   интереса –  в  войне,  преступлении,  игре  и  прочем)  на межиндивидуальном  и   межобщностном  уровнях,  в   том  числе понимание  намерений   человека,  мотивов  его  действий,  разгадывание  человека  зачастую  вопреки  его  стремлению  к сокрытию  самого  себя,  понимание  объективного  положения человека,  которое  сам  он  не  обязательно  понимает,  понимание человека  как  согласие  с  ним,  признание  обоснованности  его намерений и действий;

-  понимание  как нахождение определенности  в многозначном тексте.

В целом, как  уже было сказано, понимание людьми друг друга означает совпадение  их  мыслей  и  переживаний  в  единстве  его  абсолютности  и относительности.  Однако,  понимание  не  обязательно  может  быть  двусторонним, т.е. следует различать понимание и взаимопонимание.

 

1.2 Сущность  понятий  «гендер», «пол», «гендерные  отношения», «гендерные проблемы».  Характеристика половых и гендерных  отношений в психологических теориях

 

"Пол" - одна  из самых сложных и многозначных  научных категорий. В самом  общем виде это слово обозначает  совокупность взаимно контрастирующих  генеративных (от лат. genero - рождаю, произвожу)  и связанных с ними признаков. Па мнению Кона И.С., эти признаки неодинаковы у разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма, то есть расхождение анатомических, физиологических, психических и поведенческих черт особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие - количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации [22,23].

Долгое время  половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития, онтогенеза. Отсюда - расчленение категории пола на ряд более дробных понятий: генетический пол, хромосомный пол, гонадный пол, внутренний и внешний морфологический пол, репродуктивный пол и т.д. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными: на основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный, акушерский или аскриптивный, т. е. приписанный) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания), и т.д. Все эти обстоятельства накладываются на жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Одни ее аспекты заданы биологически, а другие зависят от культуры и воспитания (половая социализация), причем они могут расходиться другом.

Мощная волна женского движения на Западе конца 60-х - начала 70-х годов дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными.

Само слово  не имеет в русском языке адекватного  перевода, а его написание и  произношение скалькировано с английского. Поэтому полезно проследить, какой смысл и значение приданы этому слову там, откуда оно пришло. В англо-русском словаре В. Мюллера можно увидеть, что gender имеет два значения. Первое - грамматический род и второе - пол как шутливое обозначение. В словаре С. Ожегова категория род имеет, кроме значения грамматического класса слов (мужской, женский, средний род) и разновидности чего-либо или направления деятельности, также и обозначение ряда поколений (а в тематике животных - объединение нескольких видов) [26, 254].

Гендер приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а, следовательно, и позицию относительно других, уже составленных классов. Итак, гендер - социальное отношение не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.

Как отмечает Андреева Г.М., возникновение гендерного мировоззрения  дает человечеству реальный шанс оценить  негативные последствия патриархатной культуры, изменить существующую систему социо-половой дифференциации людей, порождающую дискриминацию в отношении женщин и мужчин в различных сферах жизнедеятельности. Эгалитарная трактовка принципа социального равенства полов состоит не в том, чтобы превратить человека в некое одномерное, бесполое, "усредненное" существо, а в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности [4,373].

Хотя в каждой культуре значения варьируются, гендерная система, политические и экономические факторы в обществе всегда взаимосвязаны. В этом плане культурное конструирование (толкование) пола в гендер, а также асимметрия, характеризующая гендерные системы в различных культурах, могут пониматься как системы, тесно связанные с организацией социального неравенства.И если гендерные представления понимать как социальные позиции с различными значениями, то для кого-либо быть представленной (ым) или представить саму(ого) себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных содержаний.

Можно сказать, что конструкция гендера - одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе. Какова технология его формирования? Феминистки предполагают: как представление общества, так и представление себя - продукт различных социальных технологий. И не только практики повседневной жизни, но и таких технологий, как кинематограф.

В последнее  время гендер рассматривают как целый комплекс понятий [17,84]. И то, что гендер не имеет окончательного и однозначного определения,- не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Сложность заключается в том, что здесь прослеживается взаимосвязь действия и мышления, которые не могут быть разъединены. Мы имеем дело с динамизмом, окончательно не определенным, ибо само определение есть действие, влекущее серьезные последствия.

Гендер (как  раса и класс) - это стратегия-концепт. Он отражает, формирует, предлагает и  требует действия. Гендерная система оказывает на людей очень глубокое воздействие.

Гендерный подход как теоретическое направление  в общественных науках возникло как  оппозиция традиционным исследованиям  отношений между полами. Основная идея, на которой базировались последние, касалась убежденности в необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности.

Гендерный подход, разрабатываемый как критика  данных исследовательских установок при изучении межполовых отношений, ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равноправия независимо от половой принадлежности [12,152]. Перспективность гендерного подхода как новой научной парадигмы становится все более очевидной не только для представителей научного знания, но и для представителей массового, обыденного сознания, поскольку в рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования, не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений — в сфере межличностного взаимодействия. Межличностные отношения понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга [27,256].

Основная исследовательская  методология психологии гендерных отношений – гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках этого подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений, но и на уровне психологических отношений. Гендерный подход, как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и "очевидная" неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни.

Гендерный аспект межличностных отношений в основном предполагает анализ отношений между  представителями разного пола. Все  многообразие содержательных характеристик  межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.

Первая модель — партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый их которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.

Противоположная модель — доминантно-зависимая модель отношений — не предполагает равноправия позиций. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и целями. В этой системе отношений мужчины чаще занимают доминирующую позицию, а женщины — зависимую. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой. В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера.

Женщины в большей  мере ориентированы на партнерскую  систему взаимодействия, а мужчины  на — систему доминирования. Это объясняется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость.

Таким образом, видим, что традиционные гендерные  представления побуждают мужчин и женщин, как субъектов межполового  взаимодействия, формировать такую  модель поведения, при которой отношения  характеризуются несимметричностью, проявляющуюся в том, что один субъект властвует над другим и стремится уподобить чувства или действия другого своим планам, замыслам и желаниям. Традиционные представления о мужественности-женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин — зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации.

Структура и  система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими  уровнями анализа гендерных отношений. Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: "личность - общество, культура", "группа - общество, культура". Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений - гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений. На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе "группа - группа". Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины [27,256]. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.  На уровне межличностных отношений объектом анализа является система "личность - личность", "личность - группа". Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.

На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.  Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. [27,256].

Информация о работе Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании