Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель исследования - выявить взаимосвязь между половыми и гендерными различиями во взаимопонимании и эмпатии.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 19 до 24 лет.
Предмет исследования: половые и гендерные различия во взаимопонимании.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос;
2. провести эмпирическое исследование с подбором необходимых методик;
3. осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования.
Введение.…...………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании...………………………….6
1.1. Определение понятий «понимание», «взаимопонимание»....………………..6
1.2. Сущность понятий «гендер», «пол», «гендерные отношения», «гендерные проблемы». Характеристика половых и гендерных отношений в психологических теориях………………………………………………………….12
1.3. Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании…...19
1.4. Гендерные различия в эмпатии...……………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий во взаимопонимании……………………………………………35
2.1. Программа и методики исследования.……………………………………….35
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования....………36
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность)………………………………………………..36
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В...42
Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………
Как отмечали В.Н. Мясищев и Б.Г. Ананьев, отношение человека к действительности проявляется, прежде всего, во взаимоотношении с другими людьми. Каждый человек является носителем отношений, изучать которые можно, только сопоставив их с отношениями других людей к этому человеку и явлениям окружающей его действительности. Отсюда вывод: при анализе межличностного познания следует принимать во внимание систему отношений не только познаваемого субъекта, но и познающего.
Подлинно научный анализ формирования понятий о качествах личности не может ограничиваться изучением психологического своеобразия оцениваемого человека. Нельзя оставлять познающему субъекту роль находящегося вне познаваемого явления бесстрастного регистратора, либо способного проникнуть во внутренний мир другого человека и адекватно зафиксировать его, либо нет. Психологический анализ должен строится на изучении целостной системы взаимоотношений познающего и познаваемого субъектов, в которой формирование понятий предстает как процесс, подверженный влиянию не только прямых связей (от познаваемого качества личности к познающему субъекту), но и обратных.
Таким образом, эксперименты второго этапа выполнили свою задачу: дали большое число фактов о характере и структуре понятий, формирующихся у одного человека при познании им другого. Вместе с тем они обнаружили и ограниченность экспериментальной схемы, невозможность использовать ее для изучения глубинных механизмов межличностного познания.
Эта ограниченность проявилась,
во-первых, в том, что эксперименты
второго этапа были ориентированы
на исследование преимущественно результативной
стороны познавательной деятельности
(определение характера и
В экспериментах третьего этапа психологи перешли от анализа отражательно-познавательной функции знаний о другом человеке к исследованию межличностного понимания при взаимном воздействии людей друг на друга. Анализ экспериментальных данных осуществляли, опираясь на теорию формирования человека как субъекта труда, познания и общения, основы которой были заложены Б.Г. Ананьевым [1,4,15].
Как известно, стержневой мыслью Б.Г. Ананьева в работах о педагогических приложениях психологии была идея активности школьника в процессе обучения и вытекающей из нее неоднозначности деления на учителя и ученика. Он писал: «Противоречивая связь в процессе воспитания объекта и субъекта, отнюдь не совпадающая с однозначным делением на воспитателя и воспитанника, видоизменяется в зависимости от того, как происходит формирование человека в трех основных видах деятельности: труде, общении и познании».
В экспериментах третьего этапа, направленных на анализ познания человека человеком как активного взаимодействия между ними, отчетливо выделяются два направления.
Таким образом,
процесс понимания и
Часто во взаимодействии в общении мужчины и женщины нарушается взаимопонимание. Это происходит по причине того, что мужчины и женщины по-разному понимают разные вещи.
Исследования половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании нуждаются в дальнейшей опытно-эмпирической разработке. Необходимо на практике выявить гендерные и половые различия в показателях понимания и взаимопонимания.
1.4. Гендерные различия в эмпатии
Есть много попыток определить
понятие «эмпатия», и мне
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.
Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.
Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске. [9,105]
Гендлин писал, что эмпатия – это некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определено, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
Общепринятые
стереотипы содержат и идею о существовании
множественных гендерных
Слова Дейва Барри в точности отражают то, что думает большинство людей. Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю — причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.
Различия в
эмоциональности между
Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины? Если это и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От кого вы ожидаете большей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других — от мужчин или от женщин? Большинство людей испытывают полную убежденность в том, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Исследователи, однако, этой уверенности не разделяют. Данные, касающиеся гендерных различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии. Айзенберг и Леннон, проводя всеобъемлющий обзор исследовательских работ в данной области, обнаружили, что чем более очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие гендерные различия выявлялись[9,107]. Например, серьезные различия наблюдались в исследованиях с использованием шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатичным он стремится быть, сравнительно скромные различия — у исследователей, использовавших шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания определенной эмоционально насыщенной ситуации, а в работах, в которых использовались измерения физиологических показателей или мимических реакций, различий вообще не было обнаружено. Иначе говоря, подобные наблюдения могут означать, что мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует гендерной роли. Забота и ласка — это важные части женской гендерной роли. Таким образом, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. В первую очередь вышесказанное относится к мужчинам, приверженным традиционной гендерной роли и, следовательно, считающим эмпатийную отзывчивость качеством, не согласующимся с этой гендерной ролью.
Вовсе не удивительно,
что мужчины проявляют меньшую,
чем женщины, эмпатию. Прежде всего,
немалая часть опыта
«Женские» игрушки (например, куклы) развивают эмпатическую экспрессию, тогда как «мужские» игрушки обычно ее не развивают. Еще одна причина состоит в том, что мужчины постоянно оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Давление со стороны, принуждающее быть независимым и стремиться к соревнованию, часто начинается уже в детстве.
Блок следила за развитием группы мальчиков и девочек в течение 40 лет. За это время она обнаружила, что родители вели себя по-разному с сыновьями и дочерьми. В частности, дочерей воспитывали так, чтобы они выражали свои чувства и были в хороших отношениях с окружающими. Воспитывая сыновей, их поощряли за проявление независимости и учили, что надо контролировать свои эмоции. Возможно, у мужчин менее богатый, чем у женщин, опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека.[29]
Таврис высказала мнение, что за различия в эмпатии между мужчинами и женщинами ответственны гендерные роли. Так называемые «женские занятия», вроде ухода за детьми, требуют эмпатийной отзывчивости. Она упомянула об исследованиях, объектом которых были одинокие мужчины, вынужденные заботиться о своих детях, так как остались вдовцами или были брошены женами (причем когда эти отцы еще были женаты, то и не думали брать на себя заботу о детях). У таких мужчин были обнаружены типично женские черты, например заботливость и сочувствие. Иначе говоря, они стали ухаживать за детьми совсем не оттого, что были такими заботливыми, а наоборот, стали заботливыми, лишь начав ухаживать за детьми. В этом случае социальная роль требует эмпатийного поведения, а подобные социальные роли присущи почти исключительно женщинам.[9,110]
Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании
В соответствии с целью работы нами проведено эмпирическое исследование эмпатических способностей.
База и выборка исследования: выборку составили студенты, учащиеся ВУЗов г. Владикавказа, в количестве 80 человек. Среди них 40 парней и 40 девушек в возрасте от 19 до 24 лет. Средний возраст испытуемых 21,4 года.
Информация о работе Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании