Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить взаимосвязь между половыми и гендерными различиями во взаимопонимании и эмпатии.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 19 до 24 лет.
Предмет исследования: половые и гендерные различия во взаимопонимании.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос;
2. провести эмпирическое исследование с подбором необходимых методик;
3. осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования.

Содержание

Введение.…...………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании...………………………….6
1.1. Определение понятий «понимание», «взаимопонимание»....………………..6
1.2. Сущность понятий «гендер», «пол», «гендерные отношения», «гендерные проблемы». Характеристика половых и гендерных отношений в психологических теориях………………………………………………………….12
1.3. Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании…...19
1.4. Гендерные различия в эмпатии...……………………………………………..29

Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий во взаимопонимании……………………………………………35
2.1. Программа и методики исследования.……………………………………….35
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования....………36
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность)………………………………………………..36
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В...42

Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная квалификационная работа.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

Этапы эмпирического исследования:

    1. Организация исследования, целеполагание, создание плана проведения исследования, определение базы и экспериментальной выборки исследования.
    2. Подбор диагностического инструментария в соответствии с теоретической базой исследования.
    3. Проведение психологической диагностики.
    4. Математическая обработка полученных данных.
    5. Анализ и интерпретация полученных данных.

Гипотеза исследования: существуют половые и гендерные различия в проявлении уровня эмпатии, заключающиеся в следующем: у женщин уровень эмпатии выше, чем у мужчин; у фемининных личностей – выше, чем у маскулинных; андрогины показывают средний уровень эмпатических способностей.

Обоснование выбора методик тестирования.

 В данном  исследовании пол испытуемых  рассматривается как экспериментальная переменная, позволяющая разделить исследуемую выборку на две группы. Однако, как мы показали в теоретической части исследования, кроме половых различий, обусловленных индивидными (физиологическими) особенностями, необходимо говорить также о гендерных особенностях, проявляющихся в идентификации человека с определенной половой ролью. Гендерные особенности находят себе проявление в личностных характеристиках человека, в особенностях управления своим поведением.

При проектировании исследования мы руководствовались, с одной стороны, целевыми ориентирами, с другой, - сокращением диагностируемых параметров и времени диагностики. Таким образом, в нашем исследовании мы остановились на применении следующих диагностических методик:

  • вопросник Сандры Бем по изучению маскулинности – фемининности; (см. Приложение 1)
  • методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В. (см. Приложение 2)

Статистическая обработка. 

Статистическая  обработка полученных результатов  проводилась с использованием пакета статистических программ. Для предоставления вариабельности данных приводилось среднее арифметическое. Достоверность различий между группами оценивалась с помощью метода непараметрической корреляции R-критерия Спирмена. С целью оптимизации процесса обработки данных полученные результаты диагностики подвергались математическому анализу с помощью компьютерной программы SPSS.

Аппаратура и материалы. Для проведения диагностики использовались опросники и бланки ответов.

 

    1. Анализ  и обсуждение результатов эмпирического исследования

Проанализируем  полученные данные по каждой методике.

2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность).

Описание методики

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Теоретические основы

Психологический пол

Каждый человек  является обладателем множества  психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно  относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фсмининность. К типично женским чертам традиционно  относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность  к сочувствию, сопереживанию и  др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими  представлениями индивид не обязательно  является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Процедура проведения

«Отметьте в  нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».

Обработка и  интерпретация результатов

Ключ

§ мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

§ фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

 

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о  маскулинности.

А если индекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

Таблица 1. Распределение  маскулинности-фемининности в выборке (%).

Гендер

% от общей  выборки

% в подгруппе  женщин

% в подгруппе  мужчин

маскулинность

13,75

0

27,5

андрогинность

72,5

72,5

72,5

фемининность

13,75

27,5

0


 

Рисунок 1. Распределение  маскулинности-фемининности в выборке

 

Гендерные особенности  в группе мужчин проявились следующим  образом: 11 человек (27,5%) характеризуются маскулинностью, остальные 29 (72,5 %) - андрогинностью. Ярко выраженной фемининности в подгруппе мужчин не обнаружено. В группе женщин 11 человек (27,5 %) характеризуется показателями фемининности  и остальные 29 (72,5 %) – андрогинностью. Ярко выраженной маскулинности в подгруппе женщин не выявлено. Таким образом, в исследуемой выборке  наиболее представленной оказалась гендерная характеристика андрогинность. От общей выборки маскулинностью и фемининностью характеризуются по 11 человек (по 13,75%), остальные 58 (72,5%) – андрогинностью (рисунок 1). Сама С.Бэм рассматривала ее как оптимальную в современном обществе, позволяющую достичь наивысших результатов, занять достойное место в социуме оптимальными способами.

Маскулинность проявляется в поведении как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Такие люди характеризуются большим самоуважением в целом, а также более высокой самооценкой в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Типично женскими чертами традиционно считаются  такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. У андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Такой вариант развития гендера повышает адаптивные возможности человека. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Андрогинность как мужчин, так и женщин позволяет  им быть более гибкими, адаптивными  в поведении в социуме.

 

 

 

2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.

Особенности проявления эмпатических способностей проанализируем по результатам методики диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В. Эмпатия – это  осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания,  постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Обработка результатов.

Подсчитывается  число совпадений ваших ответов  по ключу по каждой шкале, а затем  определяется суммарная оценка.

1. Рациональный  канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

2. Эмоциональный  канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32

3. Интуитивный  канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

4. Установки,  способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность к эмпатии: +5, —11, -17, -23, -29, -35

6. Идентификация  в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре  эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность  эмпатирующего входить в эмоциональный  резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения  в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.

Эффективность эмпатии снижается, если человек  старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство  к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам  окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Информация о работе Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании