Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель исследования - выявить взаимосвязь между половыми и гендерными различиями во взаимопонимании и эмпатии.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 19 до 24 лет.
Предмет исследования: половые и гендерные различия во взаимопонимании.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос;
2. провести эмпирическое исследование с подбором необходимых методик;
3. осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования.
Введение.…...………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании...………………………….6
1.1. Определение понятий «понимание», «взаимопонимание»....………………..6
1.2. Сущность понятий «гендер», «пол», «гендерные отношения», «гендерные проблемы». Характеристика половых и гендерных отношений в психологических теориях………………………………………………………….12
1.3. Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании…...19
1.4. Гендерные различия в эмпатии...……………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий во взаимопонимании……………………………………………35
2.1. Программа и методики исследования.……………………………………….35
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования....………36
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность)………………………………………………..36
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В...42
Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………
Этапы эмпирического исследования:
Гипотеза исследования: существуют половые и гендерные различия в проявлении уровня эмпатии, заключающиеся в следующем: у женщин уровень эмпатии выше, чем у мужчин; у фемининных личностей – выше, чем у маскулинных; андрогины показывают средний уровень эмпатических способностей.
Обоснование выбора методик тестирования.
В данном исследовании пол испытуемых рассматривается как экспериментальная переменная, позволяющая разделить исследуемую выборку на две группы. Однако, как мы показали в теоретической части исследования, кроме половых различий, обусловленных индивидными (физиологическими) особенностями, необходимо говорить также о гендерных особенностях, проявляющихся в идентификации человека с определенной половой ролью. Гендерные особенности находят себе проявление в личностных характеристиках человека, в особенностях управления своим поведением.
При проектировании исследования мы руководствовались, с одной стороны, целевыми ориентирами, с другой, - сокращением диагностируемых параметров и времени диагностики. Таким образом, в нашем исследовании мы остановились на применении следующих диагностических методик:
Статистическая обработка.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета статистических программ. Для предоставления вариабельности данных приводилось среднее арифметическое. Достоверность различий между группами оценивалась с помощью метода непараметрической корреляции R-критерия Спирмена. С целью оптимизации процесса обработки данных полученные результаты диагностики подвергались математическому анализу с помощью компьютерной программы SPSS.
Аппаратура и материалы. Для проведения диагностики использовались опросники и бланки ответов.
Проанализируем полученные данные по каждой методике.
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность).
Описание методики
Методика была
предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974)
для диагностики
Теоретические основы
Психологический пол
Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.
Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.
Фсмининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.
Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).
Процедура проведения
«Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
§ мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58
§ фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20
Основной индекс IS определяется как:
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.
Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.
А если индекс IS больше +1 - о фемининности.
При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.
А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.
Таблица 1. Распределение маскулинности-фемининности в выборке (%).
Гендер |
% от общей выборки |
% в подгруппе женщин |
% в подгруппе мужчин |
маскулинность |
13,75 |
0 |
27,5 |
андрогинность |
72,5 |
72,5 |
72,5 |
фемининность |
13,75 |
27,5 |
0 |
Рисунок 1. Распределение маскулинности-фемининности в выборке
Гендерные особенности в группе мужчин проявились следующим образом: 11 человек (27,5%) характеризуются маскулинностью, остальные 29 (72,5 %) - андрогинностью. Ярко выраженной фемининности в подгруппе мужчин не обнаружено. В группе женщин 11 человек (27,5 %) характеризуется показателями фемининности и остальные 29 (72,5 %) – андрогинностью. Ярко выраженной маскулинности в подгруппе женщин не выявлено. Таким образом, в исследуемой выборке наиболее представленной оказалась гендерная характеристика андрогинность. От общей выборки маскулинностью и фемининностью характеризуются по 11 человек (по 13,75%), остальные 58 (72,5%) – андрогинностью (рисунок 1). Сама С.Бэм рассматривала ее как оптимальную в современном обществе, позволяющую достичь наивысших результатов, занять достойное место в социуме оптимальными способами.
Маскулинность проявляется в поведении как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Такие люди характеризуются большим самоуважением в целом, а также более высокой самооценкой в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.
Типично женскими чертами традиционно считаются такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
В соответствии
с существующими представлениям
Андрогинность как мужчин, так и женщин позволяет им быть более гибкими, адаптивными в поведении в социуме.
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.
Особенности проявления эмпатических способностей проанализируем по результатам методики диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В. Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания, постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Обработка результатов.
Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31
2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32
3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34
5. Проникающая способность к эмпатии: +5, —11, -17, -23, -29, -35
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Оценки по каждой
шкале могут варьировать от 0 до
6 баллов и указывают на значимость
конкретного параметра в
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Эмоциональный
канал эмпатии фиксируется
Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Информация о работе Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании