Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель исследования - выявить взаимосвязь между половыми и гендерными различиями во взаимопонимании и эмпатии.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 19 до 24 лет.
Предмет исследования: половые и гендерные различия во взаимопонимании.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть различные точки зрения на данный вопрос;
2. провести эмпирическое исследование с подбором необходимых методик;
3. осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования.
Введение.…...………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование половых и гендерных различий в понимании и взаимопонимании...………………………….6
1.1. Определение понятий «понимание», «взаимопонимание»....………………..6
1.2. Сущность понятий «гендер», «пол», «гендерные отношения», «гендерные проблемы». Характеристика половых и гендерных отношений в психологических теориях………………………………………………………….12
1.3. Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании…...19
1.4. Гендерные различия в эмпатии...……………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование половых и гендерных различий во взаимопонимании……………………………………………35
2.1. Программа и методики исследования.……………………………………….35
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования....………36
2.2.1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность)………………………………………………..36
2.2.2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В...42
Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………
Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений - гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).
1.3 Характеристика половых и гендерных различий во взаимопонимании
По данным исследователей, к концу XX в. в психологической науке сформировалось два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований – психология половых различий и гендерная психология.
В первом направлении классической является работа Э. Э. Маккоби и К. Н. Джэклин. Они проанализировали публикации (около 5 тысяч), где были результаты сравнительных характеристик мужчин и женщин в разных областях. Выявили около 300 различий и применили факторный анализ. Достоверные различия в психологических характеристиках можно выделить только по 4 признакам:
В 1990г. Г. Крампен с коллегами, анализируя накопленные к этому времени данные о половых различиях, добавил еще 2 свойства:
Кроме того существуют еще различия на уровне тенденции.
При гендерном подходе определяется гендерная идентичность и рассматриваются такие характеристики, как маскулинность и фемининность.
При проведении гендерных
исследований, первоначально проводят
исследование гендерной идентичности
– ролевых позиций, которые люди
занимают в общении независимо от
пола. Различают людей с
Различия в ценностных ориентациях: маскулинность – независимость, социальная успешность, высокий уровень достижения, фемининность – любовь, семья, человеческие отношения.
Преобладает представление, что гендерная идентичность не личностное качество, а ролевая позиция определенная обществом. Есть культуры, где ценятся маскулинные (конкурентные отношения и упорный труд) или фемининные (ценность отношений) качества.[20,302]
При оценке различий в общении отмечают, что маскулинность – направленность на достижение социального успеха, решение задачи, в парном взаимодействии игнорируют потребности партнера. Низкая эмпатичность и эмоциональность. Стратегии взаимодействия доминантного, независимого и компетентного типа. Высокая самооценка и высокая социальная успешность, плохо понимают невербальную сторону общения [15].
Фемининность – ориентация на создание гармоничных отношений и поддержание равновесия в общения, стратегии зависимого и подчиненного типа. Высокая способность к эмпатии, эмоциональной отзывчивости. Хорошая способность к выявлению и интерпретации невербальных признаков поведения. Низкая самооценка но высокая успешность во взаимодействии в межличностной сфере.
Наиболее оптимальными являются
андрогины. Направленность на установление
баланса между сферами
Экспериментальные исследования Знакова В.В., дают основание для выдвижения гипотезы о том, что существуют и половые различия в понимании: женщины в общении более вредной считают ложь, а мужчины обман. Очевидно, причины этого феномена следует искать в акцентировании этической и познавательной сторон коммуникации [18,440]. Описывая сущность обмана, мужчины обычно дают оценку суждений, не соответствующих объективной реальности и ведущих к реальным материальным потерям. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь (иногда своя, иногда чужая) с целью сокрытия или представления в неверном свете подлинных мыслей и чувств. Эта гипотеза кажется мне интересной, но, безусловно, требующей доказательства.
Есть гендерные. различия в понимании истины и правды. Результаты психологических исследований дают основание утверждать, что мужчины под правдой обычно имеют в виду суждения, в которых адекватно, правильно отражаются факты, события, явления окружающего мира. В сознании женщин это понятие чаще связывается с оценкой выражения мыслей и чувств. Женщины нередко отождествляют правдивость с искренностью. В общении они поступают в соответствии с принципом: <Если я искренне убеждена в истинности того, что говорю, значит я говорю правду>. При этом оказывается, что <правда> выражает объективность отражения не внешнего мира, а внутреннего, то есть мнений и убеждений женщины. Однако исследования защитных механизмов личности приучили психологов с осторожностью относиться к поведенческим проявлениям искренности: возможно, это всего лишь рационализация [18,443].
Для большей обоснованности сказанного Знаков В.В. ссылается на результаты других гендерных исследований. Они свидетельствуют о разной направленности интересов мужчин и женщин - стремлении к получению информации о фактах, событиях в мире и интересе к эмоциям, мыслям и чувствам окружающих людей. Стиль слушания мужчин сфокусирован на информационный уровень разговора, а женщин – на взаимоотношения, то есть метаинформационный уровень [Таннен, 1996]. В этом контексте становится понятной тенденция мужчин связывать понятия истины и правды с взаимодействиями субъекта с объективной действительностью, а женщин - в основном с миром переживаний и чувств (своих и окружающих) [18,443].
Историю развития
научных представлений о
В последние годы в отечественной психологии исследования межличностного познания все глубже стали проникать в область проблем социальной психологии, педагогической, юридической и др. Раздвинулись и рамки исследовательской программы: от изучения результативной стороны познания одного человека другим (структуры образов и понятий) к всестороннему анализу психики познающих друг друга людей – ее когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых аспектов [24,185].
Краеугольными
камнями методологического
Задача экспериментов
первого этапа состояла в том,
чтобы выявить возрастные, половые,
профессиональные и дифференциально-
Эксперименты с самого начала были построены таким образом, чтобы выявить присущую человеческому восприятию взаимообусловленность чувственных и словесно-логических компонентов перцептивных образов. Задача испытуемых заключалась в том, что они должны были не только воспринимать, но и воспроизводить в речевых отчетах черты внешнего облика другого человека. При этом психологи опирались на положение С.Л.Рубинштейна о том, что чувственное и смысловое содержание образа восприятия представляет собой «комплекс чувственных и нечувственных, абстрактных элементов, слитых в единое целое».
Характерная особенность восприятия человека, по мнению Знакова В.В., состоит в том, что в восприятие предмета включается и обозначающее его слово. И хотя слово, как таковое, обычно не осознается, «его смысловое содержание включается в восприятие предмета как его компонент и осознается как смысловое содержание самого предмета, а не как содержание слова». Воспринимая объект (в частности, другого человека), субъект воспринимает его не просто как чувственную данность, а как осмысленные чувственные данные, т.е. как предмет, обладающий свойствами, зафиксированными в понятийных характеристиках этого предмета. Таким образом, при восприятии объекта чувственное содержание образа становится носителем смыслового содержания.
Эксперименты показали, что структура образов различна у людей, обладающих неодинаковым опытом труда, познания и общения. Это обусловлено, во-первых, тем, что объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут в значительной степени трансформироваться, искажаться под влиянием сложившейся самооценки взрослого человека, уровня его притязаний, характера взаимоотношений с воспринимаемым человеком. Во-вторых, имея перед собой один и тот же объект восприятия – внешность другого человека, люди «видят» его под разными углами зрения, выделяют при отражении этого объекта разные его стороны и свойства.
Знаков В.В. отмечал, что специфические особенности «видения» другого человека в значительной мере определяются уровнем теоретического мышления воспринимающего субъекта, степенью обобщенности тех связей и отношений, в которые он включает чувственно воспринимаемые характеристики объекта. Уровень обобщенности интеллектуальной деятельности отражается в каждом конкретном акте восприятия, так как в перцептивном образе воплощаются не только конкретные чувственно воспринимаемые особенности объекта, но и его обобщенные свойства. Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что воспринимая единичное, он осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления.
Лонгитюдные исследования показали, что способность «увидеть» во внешности другого человека не просто сумму отдельных черт, а целостную систему, комплекс элементов, появляются только в старшем школьном возрасте.
Следовательно,
с возрастом увеличивается «
Цель экспериментов, проводившихся на втором этапе, состояла в том, чтобы выяснить, есть ли отличия (и если есть, каковы они) в характере понятий о другом человеке, формирующиеся у людей, принадлежащих к разным профессиональным, возрастным и тому подобным группам. Основным методом был метод «свободных характеристик»: испытуемые характеризовали хорошо знакомых им людей. Была обнаружена зависимость содержания понятий о личности и от реально присущих ей качеств, и от внешних факторов, обусловливающих специфику внутренних условий познавательной деятельности оценивающего субъекта.
Эта зависимость подтверждает, с одной стороны, отмечавшуюся С.Л.Рубинштейном неотделимость мысли от своего предмета (в данном случае качеств личности оцениваемого человека). С другой стороны, детерминация понимания личности со стороны реально присущих ей черт и внешних факторов подчеркивает несовпадение понятия непосредственно с этим объектом. Это происходит вследствие невозможности исчерпать все богатство содержания объекта, а также непрерывного преобразования чувственно воспринимаемого его содержания в процессе познания.
При межличностном познании выявление объективного содержания понятия происходит путем включения субъектом отображаемых черт личности другого человека в свой внутренний мир, преломления их сквозь призму прошлого опыта, внутренних условий психической деятельности. К последним относится и отношение познающего субъекта к познаваемому.
Эксперименты второго
этапа показали, что испытуемые всегда
в той или иной мере проявляли
свое отношение к оцениваемому человеку.
Эмоциональное отношение
Информация о работе Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании