Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правовых знаний, то есть чем выше уровень правовых знаний, тем ниже уровень конфликтности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..


7
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
7
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
12
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
16
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
20
Выводы по I главе…………………………………………………………….
23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..


25
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
25
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
31
Выводы по II главе……………………………………………………………
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

 

 

 

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

Специальность 030100 –

Педагогика и психология

Курс 6, группа 604

 

 

 

алексеева ирина александровна

 

 

правовое сопровождение разрешения конфликтов

в дошкольном возрасте

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

Научный руководитель:

доктор психологических наук,

профессор

Сорокина Анна Ивановна

 

 

 

Работа допущена к защите __________________

Заведующий кафедрой______________________

Дата представления________________________

Дата защиты______________________________

Оценка___________________________________

 

Уфа - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..

 

 

7

1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....

7

1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..

12

1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….

16

1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………

20

Выводы по I главе…………………………………………………………….

23

ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..

 

 

25

2.1. Методы и методики исследования  ………………………………….. ...

25

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….

31

Выводы по II главе……………………………………………………………

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

44

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Научный интерес к проблеме конфликта в последние годы значительно возрос, в большей степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности в современном обществе.

Способы поведения, характерные для каждого человека в конфликтных ситуациях, начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

С этой точки зрения особенно важным является дошкольный возраст, как весьма сложный и противоречивый, со свойственным ему множеством конфликтных ситуаций.

Теория конфликтов изучалась в различных областях знаний: в социологии (А.Г. Здравомыслов, С.В. Кудрявцев, Е.И. Степанов); в педагогике (А.С. Белкин, М.М. Рыбакова); в юриспруденции (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева); в медицине (А.Е. Личко); в психологии (А.Я. Анцупов,

Л.С. Выготский, Т.Д. Марцинковская, Л.А. Петровская, А.А. Рузская,).

Конфликты в детском возрасте рассматриваются как явления, в связи с которыми связаны отклонения от нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы [62].

В настоящее время наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей, об этом свидетельствуют специальные экспериментальные исследования В.И. Гарбузова, И.В. Дубровиной,

А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой; проблему агрессивности изучали И.С. Кон,

Д.И. Фельдштейн, И.А. Фурманов.

Детские конфликты исследователи рассматривают как противоборство открытое - спор, ссора, и скрытое, такое как, например, действие исподтишка или демонстрация показного безразличия. Такое противоборство отражается в их возрастном развитии.

По мнению психологов В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.M. Сорокиной, оптимальным для воспитания навыков разрешения конфликтов считается старший дошкольный и младший школьный возраст. Следует подчеркнуть, что большинство исследований посвящено школьному возрасту.

Переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира - является важнейшим достижением российской образовательной системы. В результате этого определяются две задачи: социальная и педагогическая. Первая направлена на изменение положения ребёнка в нашей стране, а вторая на формирование правовой культуры маленьких россиян.

Воспитание правовой культуры и формирование правового сознания способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у детей твёрдые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.

И.А. Ильин, М.М. Громыко предложили идеи о сущности правосознания, образа человека как субъекта правового и нравственного сознания.

В дошкольном возрасте уже закладываются основы правосознания и правовой культуры. Семья, детское дошкольное учреждение, школа являются важнейшими сферами правовой социализации.

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения.

Актуальность правового сопровождения разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста исходит из запросов практики и заключается в необходимости создания педагогических условий, обеспечивающих обучение дошкольника выбору конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций.

Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

Объект: конфликты в дошкольном возрасте.

Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правовых знаний, то есть чем выше уровень правовых знаний, тем ниже уровень конфликтности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть понимание конфликта в психологии.
  2. Изучить личностное развитие в дошкольном возрасте
  3. Рассмотреть особенности правосознания в дошкольном возрасте.
  4. Проанализировать Конвенцию о правах ребёнка.
  5. Провести эмпирическое исследование и проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Экспериментальная база: В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 6 – 7 лет в количестве 60 человек, посещающие МБДОУ №32 городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Методики исследования:

  1. Методика «Я имею право…» (С.А. Богданова).
  2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
  3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
  4. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой)
  5. Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алвор, П.Бейкер).

Методологической основой данной работы являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С.Мухиной о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Так же концепция социального мышления К.А. Абульхановой-Славской, концепция личностной интерпретации правовых представлений М.И. Воловиковой, О.Н. Николаевой, А.Н. Славской. И работы В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, Г.Х. Ефремовой, Е.А. Лукашевой, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, А.Р. Ратинова, Г.Г. Шиханцова о проблеме правосознания.

Теоретической значимостью данного исследования является дальнейшая разработка концепции психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников, выявление условий и факторов, способствующих снижению конфликтов в группе, и тем самым создающих условия для дальнейшего конструктивного взаимодействия дошкольников друг с другом, для стимуляции личностного роста.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы психологами и педагогами для разработки методического инструментария, выявления и описания психолого-педагогических особенностей конфликтов детей дошкольного возраста, разработке научно-практических рекомендаций по снижению психологической дезинтеграции личности и уменьшению количества конфликтов, имеющих психолого-педагогическую основу.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 70 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 51 страницу.

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Понимание конфликта в психологии

Столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических порядков в современной науке понимается как конфликт [22].

Конфликт - центральная тема конфликтологии. Конфликт по своей природе не оказывается физическим предметом, сам по себе существовать не может, а оказывается состоянием человеческих отношений, так же он всегда оказывается следствием чего-то [39].

Обычное состояние общества – согласие, а конфликт (не смотря на свою распространённость) – явление временное. Но, при этом, конфликты могут причинить огромные разрушения, как землетрясениям, тайфунам, цунами.

Конфликту, как и любому другому явлению, присущи своеобразные качества, отношения и формы. Для начала рассмотрим важнейшие из этих черт:

  1. Конфликт всегда выражает стороны общественной жизни, а также роль и месть человека в ней. Поэтому он должен рассматриваться как нормальное общественное явление, процессом и методом взаимодействия людей.
  2. Конфликт – это проявление различных разногласий, которое выражается в противоборстве сторон.
  3. Конфликт – свойство человеческих взаимоотношений.
  4. Конфликт – широко распространенное, повсеместное, вездесущее явление. Он может возникнуть во всех областях общественной жизни, в разных формах взаимодействия личностей.
  5. Конфликт - всегда противостояние, столкновение, противоборство лиц или общественных групп. Конфликт – извне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне.
  6. Конфликт можно спрогнозировать, предупредить и урегулировать. Это обусловлено, следующими факторами: 1. Противостояние сторон  одновременно является звеном, которое связывает эти две стороны, их объединяет общая социальная среда, объективные условия и субъективные интересы. 2. Каждый участник конфликта должен аргументировать своё мнение, обосновать свою позицию, т.е. вступить во взаимодействие[22].

Единого подхода к определению конфликта нет. Но при любом варианте важно соблюдать некоторые требования:

  1. необходимо указать на общественную природу конфликта;
  2. сосредоточить внимание на противостоянии конфликтующих сторон;
  3. указать на возможный предмет конфликта;
  4. выделить возможности влияния и урегулирования конфликта [1].

Под конфликтом понимаются не только различные противостояния, противоборства, но и практическая деятельность по разрешению этих разногласий.

Если конфликтующие стороны стремятся захватить территорию или ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре, то такое противостояние называют социальным конфликтом [1].

В структуру конфликта входят следующие элементы:

  1. Стороны конфликта – непосредственные субъекты, находящиеся в состоянии конфликта.
  2. Предмет конфликта – причина конфликта (объективно существующая или мысленная тема).
  3. Объект конфликта – ценность (материальная или духовная), к овладению которой стремятся конфликтующие стороны.
  4. Мотивы конфликта выступают в виде интересов, целей, идеалов, убеждений или нужд.
  5. Позиции конфликтующих сторон – обоюдные претензии в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте