Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правовых знаний, то есть чем выше уровень правовых знаний, тем ниже уровень конфликтности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..


7
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
7
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
12
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
16
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
20
Выводы по I главе…………………………………………………………….
23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..


25
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
25
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
31
Выводы по II главе……………………………………………………………
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Анализ и интерпретация данных: в протоколе подсчитывается количество правильно выбранных картинок у каждого ребёнка и для каждого положения Конвенции; анализируется наличие или отсутствие знаний о тех или иных правах.

Оценка результатов:

3 балла – ребёнок правильно  выбрал сюжетную картинку, соответствующую  статье Конвенции, смог объяснить  свой выбор;

2 балла - ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку при напоминании, смог объяснить свой выбор;

1 балл - ребёнок правильно выбрал  сюжетную картинку, но не смог  объяснить свой выбор;

0 баллов – правильная картинка  выбрана не была.

Подсчёт баллов:

0 -19 баллов – низкий уровень

20 – 39 баллов – средний уровень

40 – 57 баллов – высокий уровень.

 

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) (Приложение 2).

Цель: определить уровень самооценки.

Самооценка зарождается и развивается в контексте общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребёнка к себе и к другим. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками.

Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, бумажные фигурки мальчика и девочки, которую можно ставить на лесенку.

Ход обследования: ребёнку показывают рисунок лестницы, дают бумажную фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола тестируемого).

Инструкция: «Посмотри на эту лестницу. На самой высокой ступеньке стоят хорошие, добрые, послушные ребята; на средней - хорошие дети, но они иногда балуются и шалят; внизу - непослушные, злые мальчики и девочки. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? Куда тебя поставят родители (воспитатели, ребята из твоей группы)?».

Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснения взрослого. В случае необходимости следует повторить его.

При анализе результатов необходимо обратить внимание, куда ребёнок сам себя поставил. Положение на нижних ступеньках говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

Оценка результатов:

- 0 баллов - ребёнок ставит себя  в основном на нижние ступеньки, свой выбор не обосновывает, либо  ссылается на мнение взрослого;

- 1 балл - ребёнок может поставить себя на нижнюю ступеньку 1 раз;

- 2 балла - ребёнок ставит себя  на верхние ступеньки, аргументирует  свой выбор, ссылаясь на мнение  взрослого;

- 3 балла - ребёнок ставит себя  на верхние ступеньки, объясняет  свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже.

 

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 3).

Цель - определить уровень тревожности у детей.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5/11 см, изображающих типичные для дошкольников ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо не нарисовано, дан лишь контур головы. Есть два дополнительных рисунка с улыбающимся и  печальным лицом.

Ход обследования: показывая картинку предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».

Выбор заносится в протокол, который затем подвергается количественному анализу.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному соотношению числа эмоционально негативных выборов у общему числу рисунков.

В зависимости от уровня индекса тревожности, дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%),

б) средний (ИТ от 20% до 50%),

в) низкий (ИТ от 0 до 20%).

Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) (Приложение 4).

Цель: изучение особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми.

Стимульный материал: картинки, на которых представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:

I. доброта - жадность;

II отзывчивость - равнодушие;

III. дружелюбие - конфликтность;

IV аккуратность – неаккуратность;

V вежливость – не внимание к взрослым.

Ход обследования: исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

Инструкция: разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка и интерпретация результатов теста:

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.

В зависимости от полученных баллов:

0 -6 баллов – низкий уровень

7 – 11 баллов – средний уровень

12 – 15 баллов – высокий уровень.

Результаты данной методики позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

 

Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алворд, П. Бейкер) (Приложение 5).

Цель: выявление признаков агрессивности.

Стимульный материал: анкета для родителей.

Методика содержит 8 критерий оценки агрессивности ребенка. Может быть проведена с детьми дошкольного и школьного возраста.

Оценка результатов: если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным

0 – 3 балла – нет признаков  агрессии

4 – 8 баллов – есть признаки  агрессии.

 

В качестве метода математической статистики был использован коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Он подходит к нашим условиям т.к. позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками: уровнем правовых знаний и показателями других методик

Итак, мы дали краткое описание используемых в эмпирическом исследовании диагностических методик и определились с математическим критерием. Теперь перейдем к описанию полученных данных в ходе качественной и количественной обработки.

 

2.2. Анализ результатов  исследования

Диагностическое исследование проводилось в первой половине дня, наиболее оптимальное время для детей дошкольного возраста. Использовалась индивидуальная форма диагностирования.

Для начала рассмотрим уровень правовых знаний с помощью методики С.А. Богдановой  «Я имею право…».

По результатам данной методики, направленной на определение области правовых знаний детей, можно выделить три группы:

    1. дети, имеющие высокий уровень правовых знаний;
    2. дети со средним уровнем правовых знаний;
    3. дети с низким уровнем правовых знаний.

Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод, что дети данной выборки не владеют в полной мере знаниями о правах ребёнка, предусмотренных требованиями программы правового воспитания дошкольников.

Представим полученные результаты в виде таблицы 1 и на диаграмме рисунка 1.

 

Таблица 1

Уровень правовых знаний по результатам методики «Я имею право…» С.А. Богдановой.

Уровень правовых знаний

Количество

%

высокий

7

12

средний

32

53

низкий

21

35

 

60

100


 

 


Рисунок 1. Уровень правовых знаний по результатам методики

«Я имею право…» С.А. Богдановой.

По данным результатам видно, что у большинства детей средний уровень правовых знаний (53%), меньше всего – 12% высокий уровень и у 35% детей низкий уровень правовых знаний.

Исходя из результатов по данной методике, мы выделили две группы дошкольников: 39 детей с высоким и средним уровнем правовых знаний (1 группа) и 21 ребёнок с низким уровнем (2 группа).

Дальше мы будем анализировать две группы дошкольников раздельно.

 

Аналогичным образом расположим полученные результаты по второму параметру отдельно в двух группах по методике определения уровня самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур) в виде таблицы 2.

Таблица 2

Уровень самооценки среди дошкольников

Заниженная

Адекватная

Завышенная

Неадекватно завышенная

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

0

0

9

23,17

17

43,6

13

33,3

2

4

19

9

43

6

28,5

2

9,5


 

Для наглядности представим полученные данные графически на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Самооценка дошкольников по результатам методики

«Лесенка» В.Г. Щур.

В результате диагностики испытуемых, выделяются следующие подгруппы детей:

    1. дети с низкой самооценкой – в первой группе такие дети не выявились, во второй группе - 4 ребёнка (19%), ставили бумажную фигурку на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли;
    2. дети с адекватной самооценкой – и в первой группе и во второй по 9 человек (23,17% -1 группа, 43% - вторая) - ставили фигурку на вторую, чаще третью ступеньку, сообщали о своих достижениях, победах;
    3. у 17 (43,6%) детей первой группы и 6 (28,5%) испытуемых второй группы самооценка завышена, они ставили себя на самую высокую ступеньку, также говорили о своих достижениях и неудачах, но в последних обвиняли не зависящие от них ситуации, а также других людей:
    4. неадекватно завышенная самооценка наблюдалась у 13 (33,3%) детей  высоким и средним уровнем правовых знаний, у 2 (9,5%) – с низким; эти дошкольники не раздумывая ставили себя на самую высокую ступеньку, объясняя это тем, что он хороший, самый лучший.

Таким образом, большинство детей имеют адекватную и адекватно завышенную самооценку  в обеих группах.

 

Далее рассмотрим результаты Теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

На основании данных протокола нами вычислялся индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному соотношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков.

Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте