Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа
Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.
Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности
Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22
Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5
Творческое рассказывание……………………………………………
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22
Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность исследования. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие уровня речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности.
Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали как у нас в стране (Рыбников Н.А., Гвоздев А.Н., Чуковский К.И., Ушакова Т.Н. и др.), так и за границей (Штерны К. и В., Болдуин Ч. и др.).
Объектом исследования являются личность ребенка дошкольного возраста.
Для конкретизации объекта мы сформулировали предмет.
Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Гипотеза: уровень развитие речи влияет на творческие способности: чем выше уровень развития речи, тем лучше развиты творческие способности.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, содержащая актуальность исследования, формулируются параметры исследования, двух глав: теоретической, и практической.
В теоретической главе
В практической главе проводится анализ эмпирического исследования и формулируются выводы.
Заключение, списка литературы и приложения.
Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности
1.1 Понятие развитие речи
Развитие речи - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь -
это наиболее совершенное
2) Речь
служит орудием осуществления
многих психических функций,
3) Речь
представляет отдельному
Речь
возникает первоначально как
средство общения в своей
Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая
из трех функций речи в свою очередь
разделяется еще на ряд функций.
Так, в рамках коммуникативной
Устная речь может быть монологической и диалогической.
Монологическая
речь, как показывает ее название,
есть речь одного человека. Она
обычно обращена к другим
Изложение
учителя на уроке тоже может
иметь форму монолога. Надо сказать,
что в начальных классах не
следует злоупотреблять
Диалогическая
речь представляет собой
К
письменной речи предъявляются
особые требования. Читатель, как
правило, знакомится с
Кроме того, письменная речь исключает возможность пользоваться соответствующей интонацией, мимикой, жестами, помогающими делать речь более ясной. В связи с этим письменная речь представляет больше трудностей.
Если устная речь может быть более сокращенной, так как слушатель всегда имеет возможность выяснить у собеседника непонятное, то письменную речь необходимо строить так, чтобы она была полной, развернутой. Устная и письменная речь предъявляет к человеку различные требования. Одни люди умеют хорошо говорить, но плохо пишут, другие отлично излагают свои мысли в письменном виде, но их устная речь страдает дефектами (особенно, если приходится выступать публично, перед аудиторией).
В речи проявляются
многие свойства личности, хотя наиболее
полно могут охарактеризовать человека
его дела. По речи можно судить, является
ли человек общительным или
В речи могут
быть отражены многие черты характера
человека (доброта и черствость,
мягкость и грубость, смелость и
робость). Склонность к вспыльчивости
в общении с людьми или спокойное
к ним отношение, даже темп речи тесно
связаны с особенностями
Таким образом, речь является, наряду с другими психическими процессами, ярким выражением многих индивидуальных качеств личности. [4].
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста
Речь
ребенка формируется под
Речь
не является врожденной
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.
Итак,
первый этап — подготовительный
(с момента рождения ребенка
до одного года). В это время
происходит подготовка к
С
момента рождения у ребенка
появляются голосовые реакции:
крик и плач. Правда, они еще
очень далеки от звуков
Через
две недели можно уже заметить,
что ребенок начинает
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С
5 мес. ребенок слышит звуки,
видит у окружающих
С
6 мес. ребенок путем подражания
произносит отдельные слоги (
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во
втором полугодии малыш
В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С
появлением у ребенка первых
слов заканчивается
Первые
слова ребенка носят обобщенно-