Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности

Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22

Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.

2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Красиков курсач.docx

— 79.82 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности

 

  1. Понятие развитие речи………………………………………………….……4
    1. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7

1.3     Понятие творческие способности……………………………………..…14

1.4     Условия успешного развития творческих способностей……………….18

1.5     Творческое рассказывание………………………………………………..20

1.6     Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22

 

Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.

 

2.1    Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23

2.2    Результаты психодиагностического исследования……………………..23

Заключение……………………………………………………………………….26

Приложение………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………..…..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

Актуальность исследования. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие уровня речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Творческие  способности -  это синтез  свойств  и   особенностей личности, характеризующих   степень  их соответствия требованиям  определённого вида  творческой  деятельности и обусловливающих  уровень её результативности.

Творчество  ребенка проявляется во всех видах  деятельности, которой он занимается. Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали  как у нас в стране (Рыбников Н.А., Гвоздев А.Н., Чуковский К.И., Ушакова Т.Н. и др.), так и за границей (Штерны К. и В., Болдуин Ч. и др.).

Объектом исследования являются личность ребенка дошкольного возраста.

Для конкретизации  объекта мы сформулировали предмет.

Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.

Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников

Задачи исследования:

  1. Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
  2. Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
  3. Получить результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза: уровень развитие речи влияет на творческие способности: чем выше уровень развития речи, тем лучше развиты творческие способности.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, содержащая актуальность исследования, формулируются параметры исследования, двух глав: теоретической, и практической.

В теоретической главе исследуются  проблемы развития речи и творческие способности

В практической главе проводится анализ эмпирического исследования и формулируются выводы.

Заключение, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности

1.1 Понятие развитие речи

Развитие  речи - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь - это наиболее совершенное емкое,  точное и быстродействующее средство  общения между людьми. В этом  состоит ее межиндивидуальная функция;

2) Речь  служит орудием осуществления  многих психических функций, поднимая  их до уровня ясного осознания  и открывая возможности произвольно  регулировать и контролировать  психические процессы. В этом  состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь  представляет отдельному человеку  канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта.  В этом состоит общечеловеческая  функция речи.

Речь  возникает первоначально как  средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая  функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется  у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая  из трех функций речи в свою очередь  разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Устная  речь может быть монологической и  диалогической.

 Монологическая  речь, как показывает ее название, есть речь одного человека. Она  обычно обращена к другим людям,  слушателям (в форме лекций, доклада,  рассказа, выступления на собрании  и т. п.), но может быть произнесена  вслух и для себя, в отсутствии  слушателей. Когда монологическая  речь обращена к слушателям, она  должна быть ими понята. Поэтому  человеку, который обращается к  другим, необходимо считаться с  тем, как его речь воспринимается.

 Изложение  учителя на уроке тоже может  иметь форму монолога. Надо сказать,  что в начальных классах не  следует злоупотреблять монологической  формой речи. Младшие школьники  значительно лучше воспринимают, понимают и усваивают то, что  сообщается им в процессе живой  беседы, чем то, что излагается  в форме лекции.

 Диалогическая  речь представляет собой беседу  двух или более лиц. Высказывания  каждого говорящего обычно чередуются  и бывают не так продолжительны, как при монологической речи. Иногда диалогическая речь приобретает  форму диспута, спора, в процессе  которого может выясниться какой-либо  вопрос.

 К  письменной речи предъявляются  особые требования. Читатель, как  правило, знакомится с содержанием  речи в отсутствии автора, поэтому  она должна быть особенно ясной,  понятной, точной.

Кроме того, письменная речь исключает возможность  пользоваться соответствующей интонацией, мимикой, жестами, помогающими делать речь более ясной. В связи с  этим письменная речь представляет больше трудностей.

Если  устная речь может быть более сокращенной, так как слушатель всегда имеет  возможность выяснить у собеседника  непонятное, то письменную речь необходимо строить так, чтобы она была полной, развернутой. Устная и письменная речь предъявляет к человеку различные  требования. Одни люди умеют хорошо говорить, но плохо пишут, другие отлично  излагают свои мысли в письменном виде, но их устная речь страдает дефектами (особенно, если приходится выступать публично, перед аудиторией).

В речи проявляются  многие свойства личности, хотя наиболее полно могут охарактеризовать человека его дела. По речи можно судить, является ли человек общительным или замкнутым, в речи отражаются ум, чувства и  воля человека. По высказываниям людей  можно судить, есть ли у них склонность думать над фактом или явлением, о котором они говорят.

В речи могут  быть отражены многие черты характера  человека (доброта и черствость, мягкость и грубость, смелость и  робость). Склонность к вспыльчивости  в общении с людьми или спокойное  к ним отношение, даже темп речи тесно  связаны с особенностями темперамента человека.

Таким образом, речь является, наряду с другими  психическими процессами, ярким выражением многих индивидуальных качеств личности. [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста

Речь  ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени  зависит от достаточной речевой  практики, нормального речевого окружения  и от воспитания и обучения, которые  начинаются с первых дней его жизни.

 Речь  не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза  параллельно с физическим и  умственным развитием ребенка  и служит показателем его общего  развития. Усвоение ребенком родного  языка проходит со строгой  закономерностью и характеризуется  рядом черт, общих для всех  детей. Для того чтобы понять  патологию речи, необходимо четко  представлять весь путь последовательного  речевого развития детей в  норме, знать закономерности этого  процесса и условия, от которых  зависит его успешное протекание.

 Кроме  того, нужно четко представлять  каждый этап речевого развития  ребенка, А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й - подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3-й - дошкольный - до 7 лет;

4-й - школьный.

 Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка  до одного года). В это время  происходит подготовка к овладению  речью. 

 С  момента рождения у ребенка  появляются голосовые реакции:  крик и плач. Правда, они еще  очень далеки от звуков человеческой  речи. Однако и крик, и плач  способствуют развитию тонких  и разнообразных движений трех  отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

 Через  две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать  на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

 Около  2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

 С  5 мес. ребенок слышит звуки,  видит у окружающих артикуляционные  движения губ и пытается подражать.  Многократное повторение какого-то  определенного движения ведет  к закреплению двигательного  навыка.

 С  6 мес. ребенок путем подражания  произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

 В  дальнейшем путем подражания  ребенок перенимает постепенно  все элементы звучащей речи: не  только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

 Во  втором полугодии малыш воспринимает  определенные звукосочетания и  связывает их с предметами  или действиями (тик-так, дай-дай,  бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

 В  возрасте 7-9 мес. ребенок начинает  повторять за взрослым все  более и более разнообразные  сочетания звуков.

 С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

 В  это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

 Второй  этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

 С  появлением у ребенка первых  слов заканчивается подготовительный  этап и начинается этап становления  активной речи. В это время  у ребенка появляется особое  внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно  повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

 Первые  слова ребенка носят обобщенно-смысловой  характер. Одним и тем же словом  или звукосочетанием он может  обозначать и предмет, и просьбу,  и чувства. Например, слово каша  может означать в разные моменты  вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

Информация о работе Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников