Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности

Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22

Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.

2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Красиков курсач.docx

— 79.82 Кб (Скачать файл)

2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах,  решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия успешного развития творческих способностей

Одним из важнейших факторов творческого  развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. [12].

Первым шагом к успешному  развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие  эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого  процесса, который требует максимального  напряжения сил. Дело в том, что способности  развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается  в предоставлении ребенку большой  свободы в выборе деятельности, в  чередовании дел, в продолжительности  занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда  желание ребенка, его интерес, эмоциональный  подъём послужат надежной, гарантией  того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

 Но предоставление ребенку  такой свободы не исключает,  а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь  взрослых – это и есть пятое  условие успешного развития творческих  способностей. Самое главное здесь  - не превращать свободу во  вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения  ребенка из творческого поиска и  собственных открытий. Важно постоянно  стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода  замечания и осуждения.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 

1.5 Творческое рассказывание

Возможность развития творческой речевой  деятельности возникает в старшем  дошкольном возрасте, когда у детей  появляется достаточно большой запас  знаний об окружающем мире, который  может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность  действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Одним из условий успеха детей в  творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями  из жизни. Эта работа может иметь  разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Краткие выводы по главе 1

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно  эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Но создание благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей.

Развитие речи у ребенка совершается  как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и  грамматических форм, необходимых для  понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка  со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.

С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

 

 

Глава II. Практическая часть.

2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования

На основании цели и задач  работы нами было проведено экспериментальное  изучение уровня развития творческих способностей и уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 12 дошкольников (5 мальчиков и 7 девочек) старшей группы 5-6 лет МДОУ № 43 «Светлячок».

Для подтверждения гипотезы мы использовали методы:

  1. Наблюдение.
  2. Методика для определения уровня развития творческих способностей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) (стр. 27) (Приложение 1).
  3. Методика для определения уровня развития речи (автор: Р.С. Немов) (стр. 29) (Приложение 2).

По результатам  наблюдения мы видим, что у 25% детей высокий уровень развития творческих способностей, у 25% уровень выше среднего, у 50% средний уровень развития творческих способностей. (Приложение 1).

По результатам  наблюдения у 18% детей отмечается очень высокий уровень развития речи, у 32% высокий уровень, у 50% средний уровень речи. (Приложение 2).

 

2.2     Результаты  психодиагностического исследования

Практическая задача:

В группе дошкольников были продиагностированы уровни развития творческих способностей и уровни развития речи.

1 ряд (развитие речи): 10,7,9,6,10,5,4,7,8,4,8,5., где n=12

2 ряд (творческие способности): 5,3,5,3,3,5,4,3,4,4,3,3.

  Вопрос:  Влияет ли уровень развития речи на творческие способности дошкольников?

Воспользуемся критерием Спирмена.

H0-корреляция между показателями уровнем развития речи и уровнем творческих способностей группы дошкольников не отличаются от нуля.

H1-корреляция между показателями уровнем развития речи и уровнем творческих способностей группы дошкольников отличаются от нуля.

Составим вспомогательную таблицу.

 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

  10

  11

  12

1ряд

  10

  7

  9

  6

  10

  5

  4

  7

  8

  4

  8

  5

2ряд

   5

  3

  5

  3

  3

  5

  4

  3

  4

  4

  3

  3

1р-р

1.5

6.5

  3

  8

1.5

  9.5

11.5

6.5

4.5

11.5

4.5

9.5

2р-р

  2

9.5

  2   

9.5

9.5

  2

  5

  9.5

  5

  5

9.5

9.5

d

0.5

  3

-1

1.5

  8

-7.5

-6.5

  3

0.5

-6.5

  5

  0

d2

0.25

  9

  1

2.25

64

56.25

42.25

  9

0.25

42.25

25

  0


 

Найдем эмпирическое критерий:

rS ЭМП=

rS ЭМП= = 0.13

Найдем табличное значение:

rS ЭМП 0,05=0,58

rS ЭМП 0,01=0,73

Строим соответствующую ``ось значимости'':

Ответ: принимается гипотеза H0, так как rS ЭМП=0,13 попадает в зону незначимости.

Вывод: Уровень развития речи не влияет на творческие способности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творческие способности – это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И  вопрос о компонентах творческого  потенциала человека остается до сих  пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно  эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Но создание благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно  существующая в нашей стране система  дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Целью нашего исследования заключалась  в том, чтобы установить степень  влияния развития речи на творческие способности дошкольников и перед нами стояли задачи такие как:

  1. Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
  2. Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
  3. Получить результаты и сформулировать выводы.

  Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее  физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

Информация о работе Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников