Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа
Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.
Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности
Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22
Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
4. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
5. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Приложение 1
Методика диагностики творческих способностей для детей 5-6 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Методика «Солнце в комнате»
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку
не обязательно, он может просто объяснить,
что нужно сделать для «
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает
попытки ребенка исправить
1. Отсутствие ответа, непринятие
задания («Не знаю, как исправить»,
«Картинку исправлять не нужно»
2. «Формальное устранение
3. Содержательное устранение
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте «Солнышко на улице») 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок «Сделать из солнышка лампу») 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) 5 баллов.
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Забродина Лера |
5 |
В |
2 |
Барышева Лилия |
3 |
С |
3 |
Кузнецов Влад |
5 |
В |
4 |
Стельмах Анна |
3 |
С |
5 |
Семенова Лиза |
3 |
С |
6 |
Чернова Арина |
5 |
В |
7 |
Жульева Лиза |
4 |
ВС |
8 |
Ан Данила |
3 |
С |
9 |
Мишаков Данила |
4 |
ВС |
10 |
Демкова Лера |
4 |
ВС |
11 |
Верьгасов Вова |
3 |
С |
12 |
Батура Данила |
3 |
С |
Приложение 2
Методика диагностики речи для детей дошкольного возраста (автор: Р.С. Немов)
Методика «Назови слова»
Представляемая далее
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
Животные.
Растения.
Цвета предметов.
Формы предметов.
Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
Действия человека.
Способы выполнения человеком действий.
Качества выполняемых
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов
— очень высокий.
8-9 баллов
— высокий
4-7 баллов
— средний.
2-3 балла
— низкий.
0-1 балл
— очень низкий.
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития речи |
1 |
Забродина Лера |
10 |
ОВ |
2 |
Барышева Лилия |
7 |
С |
3 |
Кузнецов Влад |
9 |
В |
4 |
Стельмах Анна |
6 |
С |
5 |
Семенова Лиза |
10 |
ОВ |
6 |
Чернова Арина |
5 |
В |
7 |
Жульева Лиза |
4 |
С |
8 |
Ан Данила |
7 |
С |
9 |
Мишаков Данила |
8 |
В |
10 |
Демкова Лера |
4 |
С |
11 |
Верьгасов Вова |
8 |
В |
12 |
Батура Данила |
5 |
С |
Список Литературы: