Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности

Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22

Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.

2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Красиков курсач.docx

— 79.82 Кб (Скачать файл)

 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

4. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

5. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика диагностики творческих способностей для детей 5-6 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

 Методика «Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка  к преобразованию «нереального»  в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится  человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней  нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку  не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления»  картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает  попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») 1 балл.

2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) 2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте «Солнышко на улице») 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок  «Сделать из солнышка лампу») 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) 5 баллов.

 

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития

творческих способностей

1

Забродина Лера

5

В

2

Барышева Лилия

3

С

3

Кузнецов Влад

5

В

4

Стельмах Анна

3

С

5

Семенова Лиза

3

С

6

Чернова Арина

5

В

7

Жульева Лиза

4

ВС

8

Ан Данила

3

С

9

Мишаков Данила

4

ВС

10

Демкова Лера

4

ВС

11

Верьгасов Вова

3

С

12

Батура Данила

3

С


 

Приложение 2

Методика диагностики речи для детей дошкольного возраста (автор: Р.С. Немов)

Методика «Назови слова»

 Представляемая далее методика  определяет запас слов, которые  хранятся в активной памяти  ребенка. Взрослый называет ребенку  некоторое слово из соответствующей  группы и просит его самостоятельно  перечислить другие слова, относящиеся  к этой же группе.

 На называние каждой из  перечисленных ниже групп слов  отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

Животные.

Растения.

Цвета предметов.

Формы предметов.

Другие признаки предметов, кроме  формы и цвета.

Действия человека.

Способы выполнения человеком действий.

Качества выполняемых человеком  действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово  из данной группы, и просит ребенка  продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся  ко всем группам.

8-9 баллов — ребенок назвал  от 35 до 39 разных слов, относящихся  к различным группам.

6-7 баллов — ребенок назвал  от 30 до 34 различных слов, связанных  с разными группами.

4-5 баллов — ребенок назвал  от 25 до 29 разных слов из различных  групп.

2-3 балла — ребенок назвал  от 20 до 24 разных слов, связанных  с различными группами.

0-1 балл     — ребенок  за все время назвал не более  19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов 

— очень высокий.

8-9 баллов 

— высокий

4-7 баллов 

— средний.

2-3 балла 

— низкий.

0-1 балл 

— очень низкий.

 

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития

речи

1

Забродина Лера

10

ОВ

2

Барышева Лилия

7

С

3

Кузнецов Влад

9

В

4

Стельмах Анна

6

С

5

Семенова Лиза

10

ОВ

6

Чернова Арина

5

В

7

Жульева Лиза

4

С

8

Ан Данила

7

С

9

Мишаков Данила

8

В

10

Демкова Лера

4

С

11

Верьгасов Вова

8

В

12

Батура Данила

5

С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы:

  1. Алексеева М.М. и Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Издательский центр «Академия», 1997. 327с
  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60с
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. 32-38с
  4. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. 435-442с
  5. Гоноболин Ф. Н. Психология. Изд-во "Просвещение", М., 1973. Глава 12 §1-5.
  6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92с
  7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. 73-75с
  8. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. 11-20с
  9. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9. 52-59с
  10. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56с
  11. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125с
  12. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971.
  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.
  14. Немов Р.С. Психология. В 3- х кн. - М., Кн. 1, 1997. 116с
  15. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. 255-299с
  16. Пономарев Я.А. Психология творчества. Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 1988.
  17. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. 21-27с
  18. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. – М.: Педагогика, 1978 г.
  19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. –М.: Педагогика, 1988 г.
  20. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. и др. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1986 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников