Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности

Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22

Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.

2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Красиков курсач.docx

— 79.82 Кб (Скачать файл)

 С  полутора лет слово приобретает  обобщенный характер. Появляется  возможность понимания словесного  объяснения взрослого, усвоения  знаний, накопления новых слов.

 На  протяжении 2-го и 3-го годов  жизни у ребенка происходит  значительное накопление словаря.

 Следует  отметить, что различные исследователи  (как наши, отечественные, так  и зарубежные) приводят разные  количественные данные о росте  словаря детей.

 Приведем  наиболее распространенные данные  о бурном развитии словарного  запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.— 10-15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).

 Значения  слов становятся все более  определенными.

 К  началу 3-го года жизни у ребенка  начинает формироваться грамматический  строй речи.

 Сначала  ребенок выражает свои желания,  просьбы, одним словом. Потом —  примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —  Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются  элементы согласования и соподчинения  слов в предложении.

 К  2 годам дети практически овладевают  навыками употребления форм единственного  и множественного числа имен  существительных, времени и лица  глаголов, используют некоторые  падежные окончания.

 В  это время понимание речи взрослого  значительно превосходит произносительные  возможности.

 Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

 На  протяжении периода от 3 до 7 лет  у ребенка все более развивается  навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

 В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

 К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

 Параллельно  с развитием словаря идет и  развитие грамматического строя  речи. В дошкольный период дети  овладевают связной речью. После  трех лет происходит значительное  усложнение содержания речи ребенка,  увеличивается ее объем. Это  ведет к усложнению структуры  предложений. По определению А.Н.  Гвоздева, к 3 годам у детей  оказываются сформированными все  основные грамматические категории.

 Дети 4-го года жизни пользуются  в речи простыми и сложными  предложениями. Наиболее распространенная  форма высказываний в этом  возрасте — простое распространенное  предложение («Я куклу в такое  красивое платье одела»; «Я стану  большим сильным дядей»).

 На 5 году жизни дети относительно  свободно пользуются структурой  сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений («Потом, когда мы  пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

 Начиная  с этого возраста, высказывания  детей напоминают короткий рассказ.  Во время бесед их ответы  на вопросы включают в себя  все большее и большее количество  предложений.

 В  пятилетнем возрасте дети без  дополнительных вопросов составляют  пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений,  что свидетельствует об успехах  в овладении одним из трудных  видов речи — монологической  речью.

 В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.

 К  4 годам в норме ребенок должен  дифференцировать все звуки, т.е.  у него должно быть сформировано  фонематическое восприятие. К этому  же времени заканчивается формирование  правильного звукопроизношения  и ребенок говорит совсем чисто.

 На  протяжении дошкольного периода  постепенно формируется контекстная  (отвлеченная, обобщенная, лишенная  наглядной опоры) речь. Контекстная  речь появляется сначала при  пересказе ребенком сказок, рассказов,  затем при описании каких-нибудь  событий из его личного опыта,  его собственных переживаний,  впечатлений.Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной  методике одной из главных целей  речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и  письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое  время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое  требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении  друг с другом и взрослыми в  различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

в современной  методике цель речевого развития детей  дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей  устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для  их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка  и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Сохина Ф.А, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Специальное изучение разговорной речи у детей  от 3 до 5 лёт (В. И. Ядэшко) показывает, что одновременно с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку... тянет, а вытянуть не может». [19]

Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие творческие способности

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.

Творчество - деятельность, результатом  которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

 В психологической литературе встречаются  в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял  творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. А.В. Брушлинский, О. К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка Т. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по  мнению Я. А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я. А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным  периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Известный отечественный исследователи  проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности. [10]

1. Способность видеть проблему  там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные  операции, заменяя несколько понятий  одним и используя всё более  ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной  задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную  минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну  из альтернатив решения проблемы  до её проверки.

9. Способность включать вновь  воспринятые сведения в уже  имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей,  к совершенствованию первоначального замысла.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И  вопрос о компонентах творческого  потенциала человека остается до сих  пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [4, 436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать  максимальное количество идей (в  данном случае важно не их  качество, а их количество).

Информация о работе Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников