Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:50, курсовая работа
Предметом исследования влияние уровня развития речи на творческие способности.
Цель исследования – установить степень влияния развития речи на творческие способности дошкольников
Задачи исследования:
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного возраста в отношении развития творческих способностей.
Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня развития речи. Провести психодиагностическое исследование.
Получить результаты и сформулировать выводы.
Введение……………………………………………………………………2 Глава I. Психолого-педагогические обоснования влияния уровня развития речи на творческие способности
Понятие развитие речи………………………………………………….……4
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста……...……..7
1.3 Понятие творческие способности……………………………………..…14
1.4 Условия успешного развития творческих способностей……………….18
1.5 Творческое рассказывание………………………………………………..20
1.6 Краткие выводы по главе 1……………………………………………….22
Глава II. Практическое исследование влияние уровня развития речи на творческие способности дошкольников.
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых и методы психодиагностического исследования…………………………………………23
2.2 Результаты психодиагностического исследования……………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………..…..32
С
полутора лет слово
На
протяжении 2-го и 3-го годов
жизни у ребенка происходит
значительное накопление
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем
наиболее распространенные
Значения слов становятся все более определенными.
К
началу 3-го года жизни у ребенка
начинает формироваться
Сначала
ребенок выражает свои желания,
К
2 годам дети практически
В
это время понимание речи
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На
протяжении периода от 3 до 7 лет
у ребенка все более
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно
с развитием словаря идет и
развитие грамматического
Дети
4-го года жизни пользуются
в речи простыми и сложными
предложениями. Наиболее
На 5
году жизни дети относительно
свободно пользуются
Начиная
с этого возраста, высказывания
детей напоминают короткий
В
пятилетнем возрасте дети без
дополнительных вопросов
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К
4 годам в норме ребенок должен
дифференцировать все звуки, т.
На
протяжении дошкольного
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).
Долгое
время при характеристике цели речевого
развития особенно подчеркивалось такое
требование к речи ребенка, как ее
правильность. Ставилась задача «научить
детей чисто и правильно
в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Сохина Ф.А, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Специальное изучение разговорной речи у детей от 3 до 5 лёт (В. И. Ядэшко) показывает, что одновременно с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку... тянет, а вытянуть не может». [19]
Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка. [12]
1.3 Понятие творческие способности
Творческие способности –
Творчество - деятельность, результатом
которой является создание новых, оригинальных
и более совершенных
В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. А.В. Брушлинский, О. К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка Т. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я. А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности. [10]
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать
3. Способность применить навыки,
приобретённые при решении
4. Способность воспринимать
5. Способность легко
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну
из альтернатив решения
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей,
Творческие способности
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).