Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:08, доклад
В дословном переводе психология – наука о душе (рsyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.
Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.
Предмет и задачи психологии.
Психология – наука о психике
В дословном переводе психология – наука о душе (рsyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.
Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.
Особенность психологии, определяющая ее трудности – это не материальность психических явлений, в результате которого они не доступны непосредственному изучению.
Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь.
При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений.В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.
Психология – наука о психике и психических явлениях.
Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики:
Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.
Особенность психологии как науки
Предмет психологии
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Рассмотрим первый подход к предмету психологии (Рис. 1.3):
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые.
Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (Рис. 1.4).
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми
Научные течения в психологии относительно однородные по своим научным теориям, концепциям психологические школы. Принято считать, что в психологии реально существуют три основные течения – бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология.
Основные направления психологии
Фрейдизм и неофрейдизм – преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.
Бихевиоризм – поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.
Гештальтпсихология – попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.
Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.
Психоанализ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 — начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения П. в ранг философско-антропологических принципов. С точки зрения психоанализа, каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах — динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её "зарядах" — катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19— 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис Б.: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул — реакция" (S — R). Родоначальником Б. является Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.
Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения" (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону упражнения", т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.
Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение Г. связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20 вв. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Термин "гештальт" (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом "качестве формы", привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа. В области философии наибольшее влияние на представителей Г. оказали системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.
Непосредственное начало Г. положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912) исследованием т. н. стробоскопического движения (см. Стробоскопический эффект). Он же вместе с немецкими психологами В. Кёлером и К. Коффкой основал в 1921 журнал "Психологические исследования" ("Psychologische Forschung")— орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест. Первые экспериментальные исследования Г. посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур "видения" (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно Г., в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.
В дальнейших
экспериментальных
Ещё одно направление Г. посвящено изучению личности и связано с работами К. Левина (Германия, затем США) и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования (см. Топологическая психология).
Как целостная
психологическая концепция Г. не
выдержала испытания временем. Её
слабыми пунктами оказались неисторическое
понимание психики, преувеличение
роли формы в психической
Деятельностная психология
Теория, рассматривающая
психологию как науку о порождении, функционировании
и структуре психического отражения в
процессах деятельности индивидов (А.
Н. Леонтьев).
При этом исходным методом изучения психики
выступает анализ преобразований психического
отражения в процессе деятельности, исследуемой
в ее филогенетическом (см. филогенез),
историческом (см. социогенез), онтогенетическом
(см. онтогенез) и функциональном развитии.
Основные принципы Д. п.: принципы развития
и историзма; предметности; активности,
включающей активность надситуативную
как специфическую особенность психики
человека; интериоризации — экстериоризации
как механизмов усвоения общественно-исторического
опыта; единства строения внешней и внутренней
деятельности; системного анализа психики;
зависимости психического отражения от
места отражаемого объекта в структуре
деятельности. В контексте Д. п. выделены
критерии возникновения психики и стадии
развития психики в филогенезе, разработаны
представления о ведущей деятельности
как основе и движущей силе развития психики
в онтогенезе, об уподоблении как механизме
формирования образа, о структуре деятельности
(деятельность, действие, операция, психофизиологические
функциональные системы), о значении, личностном
смысле и чувственной ткани как образующих
сознания, об иерархии мотивов и личностных
смыслов как единицах строения личности.
Д. п. выступает как конкретно-научная
методология для специальных отраслей
психологии (возрастной, педагогической,
инженерной, медицинской и т. п.)
По А. Леонтьеву, в макроструктуре
общего потока любой предметной деятельности
можно выделить два тесно взаимосвязанных
уровневым взаимодействием блока:
- операциональный (отдельная, особенная
деятельность - действия - операции - психофизиологические
функции);
- мотивационный (мотив - цель - условие).
На высшем
уровне этого функционального
Итак, в рамках деятельностного подхода психология рассматривается как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения объективной реальности в процессах деятельности людей. Исходные положения данного подхода заключены в следующем.
Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании К.-и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.).
Первостепенное
значение имела ориентация на марксистскую
философию. Согласно Культурно-исторической
теории, главная закономерность онтогенеза
психики состоит в
Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к к-рой обратились символические интеракционисты и сторонники гипотезы Сепира-Уорфа . Для проверки основных положений Культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью к-рой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления.