Развитие мышления на разных этапах онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 00:01, реферат

Краткое описание

Связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.
В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом. Исследование мышления занимает одно из центральных мест.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Мышление в структуре психики…………………………………………...7
Психологическая сущность мышления…………………………………...7
Специфика и особенности мышления……………………………………..8
Физиологические основы мышления……………………………………..9
Логические формы мышления……………………………………………10
Виды мышления…………………………………………………………….11
Индивидуальные особенности и качества мышления………………...16
Мотивация мышления……………………………………………………..18
Методы изучения мышления……………………………………………..18
Мышление как процесс…………………………………………………….19
Структура и этапы процесса мышления………………………………...20
Мышление как процесс решения задач………………………………….20
Мыслительные операции………………………………………………….21
Нарушения мышления……………………………………………………..23
Патологии мышления……………………………………………………...24
Принципы развития в психологии мышления…………………………25
Развитие мышления в филогенезе……………………………………….26
Развитие мышления в онтогенезе………………………………………..27
Теории поэтапного формирования умственных действий……………..27
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе…………32
Заключение...……………………………………………………………………39
Литература...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 133.43 Кб (Скачать файл)


ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

в г. ВОЛГОДОНСКЕ

 

Заочное отделение

Факультет: «Психологии, педагогики и права»

Направление: Психология

 

 

Реферат

 

По дисциплине:

Психология развития и возрастная  психология

 

 

Тема:« Развитие мышления на разных этапах онтогенеза »

 

 

                                                                                                                                                         

                                                                      

 

 

 

                                                                              Студент Сундукова Галина Семеновна

                                                                     Студенческий билет №15_______________

                                                           Дата сдачи ___________________________

                                                           Подпись_____________________________

                                                                         Проверил  Уварова Г.Н.________________

                                                                

Дата _______________________________

                                                                      Подпись ____________________________

 


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгодонск. 2013г

 

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………….2
  2. Мышление в структуре психики…………………………………………...7
  3. Психологическая сущность мышления…………………………………...7
  4. Специфика и особенности мышления……………………………………..8
  5. Физиологические основы мышления……………………………………..9
  6. Логические формы мышления……………………………………………10
  7. Виды мышления…………………………………………………………….11
  8. Индивидуальные особенности и качества мышления………………...16
  9. Мотивация мышления……………………………………………………..18
  10. Методы  изучения мышления……………………………………………..18
  11. Мышление как процесс…………………………………………………….19
  12. Структура и этапы процесса мышления………………………………...20
  13. Мышление как процесс решения задач………………………………….20
  14. Мыслительные операции………………………………………………….21
  15. Нарушения мышления……………………………………………………..23
  16. Патологии мышления……………………………………………………...24
  17. Принципы развития в психологии мышления…………………………25
  18. Развитие мышления в филогенезе……………………………………….26
  19. Развитие мышления в онтогенезе………………………………………..27
  20. Теории поэтапного формирования умственных действий……………..27
  21. Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе…………32

Заключение...……………………………………………………………………39

Литература...…………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятием “мышление” обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной - в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Мышление - предмет изучения не только психологии, но и диалектической логики. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания.

Связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.

В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом. Исследование мышления занимает одно из центральных мест.

Начиная с XVII в. и вплоть до XX в. проблемы мышления осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Здесь мышление - это прежде всего процесс обобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация.

 

 

Ассоциативная теория мышления

Концепции мышления в эмпирической, в частности в ассоциативной психологии(Д.Гартли, Дж.Пристли, И.А.Тэн, Г.Эббингауз, В.Вундт)основывалась на формально-логические, т.е. отвлеченные от содержания, содержательная сторона мышления - сам его предмет - оставалась на чувственно-образном, перцептивном уровне. И психология строящей себя на эмпирической концепции познания - приняла в качестве психических реалий, образующих мышление, то, что в формальной логике понималось под “понятием”, “суждением” и “умозаключением”. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение как вывод формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. В психологии мышление сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта. Ассоцианистам поэтому приходилось “дополнять” способность мышления умозрительно вводимыми способностями человеческой психики к “активным операциям”, “к творческому синтезу” и т.п.

Бихевиоризм о  мышлении как о поведении.

В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования мышления, рождалось “атомистическое” его истолкование в бихевиоризме (Э.Л. Торндайк, Дж.Б. Уотсон). Согласно этой концепции, в жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу “стимул - реакция”, возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый мышлением.

 

 

 

 

 

Мышление с  позиций гештальтпсихологии

С философией интуитивизма сближалась интерпретация мышления, данная представителями гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, К.Левин и др.). С их точки зрения, внутренний мир человека представляет собой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто совокупность внешних условий и объектов (как это представлялось эмпирикам), а именно целостность ситуаций, образуемых жизнедеятельностью человека. Тогда мышление - это усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации. Такое усмотрение возможно благодаря способности субъекта к перекомбинации ситуативных факторов, сохраняющей однако исходную целостность ситуации.

Вюрцбургская школа психологии о мышлении.

Вюрцбургская  школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.

Представители вюрцбургской школы (А.Бине, О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе и др.), положившие начало систематическому изучению в психологии мышления, прежде всего, выдвинули - в противовес сенсуализму ассоциативной психологии - то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное положение о не сводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: - “чистой” чувственности было противопоставлено “чистое” мышление; - между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.

В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.

Вюрцбургская школа, опираясь на понятие интенции (направленность мышления на предмет), выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе.

Представители  вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе, задаче приписывают способность к самореализации.

За время своего существования  вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления.

Все перечисленные  подходы к пониманию мышления точно сохраняли исходную для  созерцательной теории познания установку на отделение и

полное противопоставление мышления объективному предмету мысли.

Материалистическая  психология и мышление

Другой подход к мышлению основывается на материалистическом понимании человеческой жизнедеятельности как общественно-исторического, развивающего свои основные общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Реальный процесс жизни людей, их труд как собственно целесообразная деятельность, как их осознанное бытие не могут быть изначально противопоставлены своему собственному предметному содержанию - объективному миру природы. На этой новой для психологии методологической основе с 20-х гг. XX в. развивалась отечественная психология (Л.С. Выготский и его школа).

Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово, в свою очередь, делает человеческое мышление опосредованным.

Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами. Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира, что и осуществляется в процессе мышления.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь - материальная основа мышления. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом.

По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Таким образом, согласно ассоцианизму, мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания или феноменального поля. В бихевиоризме мышление сводилось к поведению во “внутреннем плане”, отличающимся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью. Материалистическая психология: мышление как процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.

Информация о работе Развитие мышления на разных этапах онтогенеза