Приемы изучения личности потребителя: Первое впечатление экспектация, эмпатия и другое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определённой социально-групповой принадлежности».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет теории межличностного общения…………………………5
1.1 Определение межличностного общения………………………………………5
1.2 Виды, уровни, функции межличностного общения…………………………..6
1.3 Структурный анализ общения………………………………………………….7
Глава 2. Факторы и механизмы межличностного восприятия……………..9
2.1. Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия…………….9
2.2. Механизмы взаимопонимания в общении…………………………………..11
2.2.1. Рефлексия, идентификация, эмпатия……………………………………….11

2.2.2. Аттракция и стереотипизация ………………………………………………13
2.2.3. Каузальная атрибуция ………………………………………………………14
Глава 3 Психология общения……………………………………………………16
Глава 4. Формирование первого впечатления………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….…………..30
Список литературы……………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Иванова Н.В. Приемы изучения личности....doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Эффект проекции - неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.

Эффект снисходительности - щедрая, излишняя благожелательность, то есть некритичность при оценке другого человека.

В ходе исследований, проведенных  психологом В. В. Знаковым, были выявлены следующие зависимости:

1)     объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут в значительной степени трансформироваться и даже искажаться под влиянием сложившейся самооценки, уровня притязаний и характера взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым;

2)     имея перед собой один и тот же объект восприятия - внешность другого человека, люди видят его под разными углами зрения, выделяют разные стороны и свойства.

На точность восприятия различных объектов могут негативно  влиять также следующие факторы: 

-   отсутствие необходимой психологической подготовки;

- определенные индивидуальные психические особенности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;

-  предвзятое, тенденциозное отношение к объектам восприятия и познания.

Как свидетельствуют  социально-психологические исследования, люди зачастую видят то, что хотят увидеть, слышат то, что хотят услышать. То есть вся информация, поступающая из окружающего мира проходит через своеобразные «фильтры» восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Таким образом реальность и восприятие реальности зачастую достаточно сильно отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека.

Зная основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает создание определенного имиджа, самопрезентация в процессе общения.

Г.В.Бороздина приводит следующие механизмы социального  восприятия: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального  состояния и причин поведения.

Самоподача  превосходства. Обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения. Имеет важное значение в профессиональном общении, особенно для юристов, руководителей различного ранга, политиков и пр. Существует достаточно много категорий, внешний вид, для которых играет достаточно большое значение для того, чтобы их деятельность была эффективной. И если создать определенный имидж при помощи одежды при наличии денег не составит особого труда, то показать превосходство при помощи манеры поведения гораздо сложнее.

Самоподача  привлекательности. Почему про одних людей мы говорим, что они обаятельны и привлекательны, а про других нет? Что отличает первых от вторых? Душа. Внутренний свет. Огонь в глазах. Если говорить метафорами, то одни люди светят, но не греют, а другие притягивают как магнитом. С ними легко и просто общаться.

Самоподача  отношения. Играет важную роль в построении определенных отношений с другими людьми. В деловом общении очень важно уметь показать свое отношение к нему. Это можно сделать при помощи вербальных (речь) и невербальных средств общения. Особенно ярко это можно дать понять собеседнику при помощи поз, расположения тела, взгляда. Как правило, легкий наклон к собеседнику сигнализирует ему о вашей заинтересованности. Еще более выразителен взгляд. Не даром же говорят, что глаза – зеркало души. Однако при этом очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства находились в соответствии друг с другом, не противоречили бы друг другу.

Самоподача  актуального состояния и причин поведения. «Я не виноват…», «Так уж получилось…», «Я должна была…» - эти и подобные выражения пытаются привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.

Если вы хотите лучше  понять собеседника, нельзя не учитывать  то, как он старается преподнести  себя. Одежда, поведение достаточно красноречиво говорят об этом. В любом случае, как бы это не проявлялась, самоподача передает внутренний настрой того или иного человека. Человек может «подавать» официальность, статусность или наоборот, независимость, самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе мною была рассмотрена проблема взаимопонимания в межличностном общении, которая уже несколько веков не только не теряет своей актуальности, но становится все более важной. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми.

Учитывая некоторые  особенности механизмов восприятия и познания, человек способен повысить уровень взаимопонимания в различных жизненных ситуациях общения, что значительно повышает шансы к сохранению стабильности в отношениях между людьми. Вместе с тем нужно отметить, что даже в стабильных отношениях зачастую возникают различные конфликты, столкновения взглядов и тому подобное. Умение преодолевать барьеры, ведущие к непониманию и, как следствие, к конфликтам, является необходимым шагом к сохранению и улучшению взаимоотношений.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.

Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная  роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются  все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов. Ученые не первый десяток лет пытаются вникнуть в процесс взаимопонимания, взаимодействия, возникновения первого впечатления. Однако, несмотря на достаточное количество систематизированных данных, практических экспериментов, человек остается человеком, со своей схемой поведения. Она может меняться в зависимости от ситуации, от отношения человека к этой ситуации, от самого человека, в конце - концов. Главной же задачей социального работника является не коррекция, консультирование или утверждение диагноза, а методичное накопление практических знаний, систематизация их, и корректное использование в повседневной работе.

 

Список литературы:

1. Ночевник М.Н. Человеческое  общение. - М.: Политиздат, 1988.

2. Щекин Г.В. Визуальная  психодиагностика: познание людей  по их внешнему облику. М., 1992

3. Стефаненко Т. Г.  Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987

4. Андреева Г.М. Место  межличностного восприятия в  системе перцептивных 

процессов и особенности  его содержания // Межличностное  восприятие в группе. М., 1981.

5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992

 

6. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=474008

7. http://www.elitarium.ru/

 

 




Информация о работе Приемы изучения личности потребителя: Первое впечатление экспектация, эмпатия и другое