Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:57, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.
2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.
Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты
социально-педагогической
1.1 Толерантность как
социально педагогическое
1.2 Содержание социально-
1.3 Формы методы и
приемы принципа толерантности,
2. Применение принципа
толерантности с детьми
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической
деятельности с младшими
2.3 Рекомендации социальному
педагогу по применению
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема толерантности
- одна из наиболее актуальных и сложных
в современной науке. Значительное
увеличение количества исследований в
данной области в конце XX - начале
XXI века связано с участившимися
актами насилия, терроризма, обострившимися
межрелигиозными и
Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших
задач современной школы
Проблему терпимости, воспитания
толерантности у детей в той
или иной степени затрагивали
в своих диссертационных
В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.
Такое положение можно
объяснить рядом причин: в программах
учебных предметов для
Таким образом, тема нашего
исследования - Толерантность как
принцип социально-
Объектом исследования выступают принципы социально-педагогической деятельности.
Предмет исследования - принцип
толерантности как принцип
Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.
Выдвинута гипотеза: толерантность
как принцип социально
- применение принципа
толерантности будет
- будут учитываться возрастные особенности;
- будет показана связь
принципа толерантности с
- будет уважительное отношение к личности ребенка;
- будет опора на положительный опыт ребенка;
- будет учитываться социальная
обусловленность процесса
- будет завуалированы педагогические воздействия на активность ребенка;
- будет создана толерантная
среда в образовательном
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические
аспекты понятия толерантности
как принципа социально
2. Определить содержание
социально-педагогической
3. Рассмотреть возрастные
особенности младших
4. Выявить сущность принципа
толерантности в начальной
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность
исследования, обозначены объект, предмет,
выдвинутая гипотеза, цель и задачи
исследования. В первой главе - теоретические
аспекты социально
1. Теоретические аспекты
социально-педагогической
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.
В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.
Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.
Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.
Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.
Главным шагом в развитие
толерантного общества было принятие
и подписание «Декларации принципов
толерантности». Которая утверждена
резолюцией 5.61 генеральной конференции
ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено
множество конференций, круглых
столов и мероприятий, на которых
поднимались именно проблемы толерантности
общества. Так же были приняты Федеральные
Целевые программы. Одна из них: Федеральная
Целевая программа «
Впервые поднял вопрос о
толерантности в контексте
Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. Толерантность - то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. [6]
Нашей задачей является рассмотреть
понятие толерантность с точки
зрения социальной педагогики. В социально-педагогическом
контексте нет однозначного понимания
толерантности, несмотря на довольно широкое
распространение данного
В различных источниках по
педагогике и психологии смысл термина
«толерантность» объясняется
Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, так как помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. [18]
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Информация о работе Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста