Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.
2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие  каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие  ограничения (требования) перейти к  аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

 

Вторая группа связана  с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика  к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем  поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить  следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

 

Прием «Ролевая маска». Детям  предлагается войти в роль другого  человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

 

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог  предлагает высказать предположение  о том, как могла развиваться  та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск  выхода из сложившейся ситуации.

 

Прием «Импровизация на свободную  тему». Учащиеся выбирают ту тему, в  которой они наиболее сильны и  которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в  новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

 

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят  друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы  и ответы на них подвергаются затем  коллективному обсуждению.

 

Третья группа связана  с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

 

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

 

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие  книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

 

Прием «Добрые слова». Детям  предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов  другим людям (при этом важно, чтобы  эти слова были обращены к людям  других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

 

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют  на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные  и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают  задания и т. п.).

 

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя  сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

 

Описанные приемы могут применяться  учителем в индивидуальной беседе с  ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить  также материалом для проведения классного часа на соответствующую  тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует  отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие  гуманной позиции педагога по отношению  к детям, высокую степень доверительности  в отношениях с ними, безусловное  их принятие и поддержку. [30]

 

Так же можно предложить детям сами написать рассказ о  толерантном поведении. Вот пример рассказа написанного Аветян Венерой.

 

«Под кожей мы все одного цвета»

 

Однажды в 4 «А» классе появился новенький. Это был мальчик, звали  его Пьер Клоди. На вид это был  обычный девятилетний мальчик, но необычным  был цвет его кожи, он был тёмный.

 

В 4 «А» также учились  Даша и Максим. Они дружили, ходили вместе в школу, но вскоре Даша поссорилась  с Максимом. А случилось вот  что.

 

Максим стал обзываться, называл Пьера чернокожим уродцем, обижал его, настраивал всех против него. Пьер чувствовал себя одиноким и виноватым.

 

Когда Даша задала Максиму  вопрос, почему он так поступает, он сказал, потому что у него смуглая  кожа и он не русский. Даша была изумлена, разочаровалась в друге и поссорилась  с ним.

 

После этого Даша подружилась  с Пьером и решила поддержать его. У Пьера накопилось много обиды, но он был учтивым и терпеливым. Даша узнала о Пьере очень много, он был очень умным и добрым.

 

Максим завидовал дружбе Пьера и Даши. И однажды после  уроков избил с друзьями Пьера, но Пьер ничего не сказал учителю. И тогда  Даша сама решила подойти к Ивану  Ивановичу школьному директору. Директор пришёл к нам в класс, провёл нравоучительную беседу, и  после этого все в классе стали  относится к Пьеру лучше. Вот  что сказал нам директор.

 

«Дети, нельзя придавать  большое значение цвету кожи. И  у белых людей кожа далеко не белая: она может быть любого оттенка, от розового до светло-коричневого. Цвет кожи не имеет никакого отношения  к тому здоровый человек или больной, добрый или злой, умный или глупый. Нельзя быть расистами. Есть старая пословица  «Под кожей мы все одного цвета». И это правда. Хирурги знают, что  органы людей разного цвета кожи выглядят одинаково. Так почему бы вам  людям не жить в мире независимо от цвета кожи? Нравится нам человек  или нет, дружим мы с ним или  нет — зависит от многих причин, но не от цвета его кожи!»

 

Конечно, все эти задание  дети смогут выполнить только после  того, как будут знать о толерантности. Поэтому необходимо, сначала провести классные часы, на которых разъяснить понятие «толерантность».

 

Вывод: можно выделить три  группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с  организацией деятельности детей в  классе, вторая группа связана с  организацией диалоговой рефлексии, третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов.

 

 

2. Применение принципа  толерантности с детьми младшего  школьного возраста

 

2.1 Возрастные особенности  младшего школьника

 

Младшим школьным возрастом  принято считать возраст детей  примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует  годам его обучения в начальных  классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического  развития.

 

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается  аналитико-систематическая функция  коры; постепенно изменяется соотношение  процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё  более сильным, хотя по-прежнему преобладает  процесс возбуждения, и младшие  школьники в высокой степени  возбудимы и импульсивны.

 

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь  ребёнка. Резко изменяется весь уклад  его жизни, его социальное положение  в коллективе, семье. Основной, ведущей  деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность  учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий  организованность, дисциплину, волевые  усилия ребёнка. Школьник включается в  новый для него коллектив, в котором  он будет жить, учиться, развиваться  целых 11 лет.

 

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

 

Разумеется, далеко не сразу  у младших школьников формируется  правильное отношение к учению. Они  пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение –  труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок  к этому не привык, то у него наступает  разочарование, возникает отрицательное  отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель  должен внушать ребёнку мысль, что  учение – не праздник, не игра, а  серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она  позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и  сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

 

Формирование интереса к  содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками  чувства удовлетворения от своих  достижений. А подкрепляется это  чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое  маленькое продвижение вперёд. Младшие  школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель  хвалит их.

 

Большое воспитательное воздействие  учителя на младших связано с  тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая  важная предпосылка для обучения и воспитания, в том числе и  воспитания толерантности.

 

Учебная деятельность в начальных  классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов  непосредственного познания окружающего  мира – ощущений и восприятий. Младшие  школьники отличаются остротой и  свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший  школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё  новые и новые стороны.

 

Развитие мышления. Образное мышление - основной вид мышления в  младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить  логически, но следует помнить, что  этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

 

Мышление ребенка в  начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного  решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает  в своем личном опыте знания о  сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное  развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как  равное (то же самое), когда на его  глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Однако в начальных  классах ребенок уже может  мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину  и даже формировать для себя абстрактные  знания, отдаленные от прямых источников.

 

Ж. Пиаже установил, что  мышление ребенка в шесть-семь лет  характеризуется «центрацией» или  восприятием мира вещей и их свойств  с единственно возможной для  ребенка реально занимаемой им позиции. Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его  внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят  важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три  часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем  занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или  совсем не нравится.

 

Хотя дети в начальных  классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться  на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного  напряжения. Отключение внимания спасает  от переутомления. Эта особенность  внимания является одним из оснований  для включения в занятия элементов  игры и достаточно частой смены форм деятельности.

 

Развитие памяти. В школе  ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка  запоминания. Учитель дает ребенку  указания, каким образом можно  запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с  детьми он обсуждает содержание и  объем материала, распределяет его  на части (по смыслу, по трудности запоминания  и др.), учит контролировать процесс запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания - учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

 

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная  деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить  работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала  позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения  в результате погружения в учебную  деятельность и воочию увидеть, что  «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении  способности к произвольным действиям.

 

Развитие воображения. В  младшем школьном возрасте ребенок  в своем воображении уже может  создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение  переходит и в другие виды деятельности.

 

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют  специальные требования, которые  побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель  на уроке предлагает детям представить  себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают  развитие воображения, но они нуждаются  в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

Информация о работе Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста