Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.
2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Ученики должны понять, что  их различия могут выступать как  дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них  группе в целом. Детей следует  приучить к совместному решению  проблем и разделению труда при  выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при  решении проблем через сотрудничество.

 

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут  в радости и гармонии.[14]

 

Воспитание толерантной  личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений  в семье, сложившихся взглядов и  отношений ее членов к другим людям  и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими  людьми.

 

Вывод: Для начальной школы  проблема воспитания толерантности  актуальна. При воспитании толерантности  в начальной школе социальный педагог должен организовывать общение  с детьми с позиции педагогического  такта, доброжелательности, ориентироваться  на гуманное отношение в любых  обстоятельствах, использовать демократический  стиль педагогического руководства.

 

2.3 Рекомендации социальному  педагогу по применению принципа  толерантности в условиях начальной  школы

 

 

 

1. Развивать интерес к  проблеме толерантности.

 

Воспитание толерантности  во многом зависит от того, насколько  ребенок осознает значимость этой категории  и связь ее с жизнью, видит ее результаты.

 

2. Развивать мотивации  к самосовершенствованию и формированию  у себя толерантности.

 

Только при наличии  мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания  значимости для общества (социальная цель) возможно формирование толерантности.

 

3. Четко определить конечный  результат воспитательных воздействий.

 

Для этого необходимо ставить  цель исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.

 

4. Опираться на положительный  опыты взаимодействия ребенка  с миром;

 

Необходимо ориентироваться  не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные  с толерантным взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. необходимо единство социально организованного воспитательного  процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова  с делом.

 

5. Учитывать культурный  уровень микросреды ребенка (класс,  семья, друзья).

 

6. Использовать потенциал  культуры мира.

 

7. Демонстрация последствий  толерантности.

 

8.Организация общения  с позиции педагогического такта,  доброжелательности, ориентируясь  на гуманное отношение в любых  обстоятельствах. Независимо от  позиции ребенка, его мировоззрения,  уважительное отношение к нему  является необходимым условием  воспитательного процесса. При формировании  толерантности этот условие приобретает  двойную значимость. Уважая и  принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

 

9 .Выявлять, поддерживать  и развивать у воспитанников  установки на толерантность.

 

Воспитывая данное нравственное качество, социальный педагог должен поддерживать развитие, видеть в ребенке  саморазвивающуюся личность, готовую  к изменениям и самореализации.

 

10. Создание ситуации успеха.

 

11. Опираться на возможности  и уровень социальной среды.

 

Воспитание толерантности  во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда  окружения ребенка, тем сложнее  процесс ее формирования. Поэтому  необходимо изучить социальную среду  и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие  формы, методы и приемы работы..

 

12. Использование в деятельности  таких методов как совет, просьба,  анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.

 

13. Создание атмосферы  ненасилия и безопасного взаимодействия  в коллективе педагогов, в детском  коллективе, в отношениях учителей  и учащихся.

 

14. Использование демократического  стиля педагогического руководства.

 

Организация диалога и  сотрудничества в коллективе;

 

15. Организация активных  форм и методов воспитания  толерантности. Необходимо побуждать  учащихся к осмыслению и осознанию  собственных действий, приемов, способов  деятельности.

 

16. Учет индивидуальных, возрастных  и гендерных особенностей учащихся.

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Воспитание толерантной  личности является в настоящее время  одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают  у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту  психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые  невозможно преодолеть без решающего  вклада со стороны психологической  науки. Необходимо воспитывать толерантность  у детей с малых лет.

 

В нашей работе мы рассмотрели  толерантность как социально-педагогический принцип.

 

Задачи, поставленные в начале исследования выполнены: описаны теоретические  аспекты понятия толерантности  как принципа социально педагогической деятельности, определено содержание социально-педагогической деятельности в СОШ, выявлена сущность принципа толерантности  в начальной школе.

 

Гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена - толерантность как  принцип социально педагогической деятельности продуктивна при соблюдении следующих условий:

 

- применение принципа  толерантности будет целенаправленно;

 

- будут учитываться возрастные  особенности;

 

- будет показана связь  принципа толерантности с жизнью;

 

- будет уважительное отношение  к личности ребенка;

 

- будет опора на положительный  опыт ребенка;

 

- будет учитываться социальная  обусловленность процесса воспитания  толерантности;

 

- будет завуалированы  педагогические воздействия на  активность ребенка;

 

- будет создана толерантная  среда в образовательном учреждении;

 

В результате проведенного теоретического и эмпирического  исследований были разработаны рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности в условиях начальной школы.

 

 

Список использованных источников

 

 

 

1 Асмолов А. Историческая  культура и педагогика толерантности  // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

 

2 Березина В., Ермоленко  Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

 

3 Бруднов А., Березина  В. Социально-педагогическая работа  в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

 

4 Василькова Ю.В. Лекции  по социальной педагогике (на  матер. отеч. образования). – Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.

 

5 Викулина М.А. Образование  как фактор формирования толерантности  студентов // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.

 

6 Вульфов Б.З. "Воспитание  толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2002 г., № 6.

 

7 Вульфов Б.З. Социальный  педагог в системе общественного  воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. –  С.45-49.

 

8 Гаврилова Е.В. Проблема  толерантности и пути ее решения  в школьном пространстве. // Социальная  педагогика, 2010, № 1

 

9 Гершунский Б. С. Толерантность  в системе ценностно-целевых приоритетов  образования // Педагогика. 2002. N 7.

 

10 Гуров В.Н. Опыт организации  социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, № 4. – С.54-58.

 

11 Данилюк А.Я. Кондаков  А.М. Воспитание и социализация  младших школьников. // Педагогика, 2009, №5

 

12 Доценко И.Г. Социально-педагогическая  деятельность: от классики до  современности. // Педагогика, 2009, №  1

 

13 Деклорация принципов  толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО  от 16 ноября 1995 года

 

14 Как воспитать толерантность  http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm 32

 

15 Мудрик А. В. Социальная  педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов  / Под ред. В.А. Сластенина. –  М., 1999 .

 

16 Мчедлов М.П. Толерантность  и гражданское согласие// Общество  и человек: пути самоопределения.  Вып. 1. - СПб.: Петрополис, 1994.

 

17Никитина Л. Содержание  работы социального педагога  в образовательном учреждении. // Воспитание школьников, 2001, №1. –  С.33-36.

 

18 Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред.  М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

 

19 Пугачева Е.А. Толерантность  в новом тысячелетии как условие  поиска взаимоприемлемых отношений  между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.

 

20 Рожков М.И,. Байбородова  Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание  толерантности у школьников: методические  рекомендации - Ярославль : Академия  развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.

 

21 Риэрдон Бетти Э. Толерантность  - дорога к миру. М., 2001.

 

22 Семина Л.И. Учимся  диалогу. Толерантность: объединения  и усилия. //

 

Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

 

23 Степанов В. Воспитание  в духе толерантности // Классный  руководитель. - 2002. - №2. - С.61-66.

 

24 Степанов П. Как воспитать  толерантность? // Народное образование. - 2001. - №9. - С.39-45.

 

25 Таланов В. Педагогика  толерантности // Высшее образование  в России. 2000. N 2.

 

26 Тилова Х.Х. Принципы  формирования толерантности. - М.: Изд-во  МГОУ, 2006. - С.150-155.

 

27 Толерантное сознание  и формирование толерантных отношений  (теория и практика): Сб. науч.-метод.  ст. - М.: Издательство Московского  психолого-социального института, 2002.

 

28 Трубина Л. Толерантная  и интолерантная личность: основные  черты и отличия // Воспитание  школьников. - 2003. - №3. - С.18-22.

 

29 Таланов В. Педагогика  толерантности // Высшее образование  в России. 2000. N 2.

 

30 Урок толерантности  http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/

 

31Федеральная целевая  программа «Формирование установок  толерантного сознания и профилактика  экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы) от 25 августа 2001 г. №  629

 

32 Ярская В. Н. Современный  мир и проблема толерантности  // Вестник психолого-социальной  и коррекционно-реабилитационной  работы. 1996. № 1. С. 65.


Информация о работе Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста