Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.
2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Толерантность — интегрированное  качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях  и по отношению ко всем людям. В  то же время опыт показывает, что  человек может быть толерантным  в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. [13]

 

В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности  и веротерпимости. Межличностная  толерантность проявляется по отношению  к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

 

Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность –  это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания  универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах  толерантность не может служить  оправданием посягательств на эти  основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. [13]

 

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения  к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим  убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений  и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что  люди по своей природе различаются  по внешнему виду, положению, речи, поведению  и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды  одного человека не могут быть навязаны другим.

 

На наш взгляд, толерантная  личность — это человек, хорошо знающий  себя и понимающий других людей. Когда  мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных  взглядов, ценностных ориентации и  идеалов. Толерантность не должна сводиться  к индеферентности, конформизму, ущемлению  собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как  способность человека реализовать  свои личные позиции, а с другой —  гибкость, как способность с уважением  относиться к позициям и ценностям  других людей.

 

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать  деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто  оказывает непосредственное воздействие  на формирование личности ребенка.

 

Категория толерантности  может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений  между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике [16]

 

Основой толерантности является признание права на отличие. Она  проявляется в принятии другого  человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании  и принятии традиций, ценности и  культуры представителей другой национальности и веры.

 

В то же время толерантность  вовсе не означает безразличие к  любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно  мириться с расизмом, насилием, унижением  достоинства, ущемлением интересов  и прав человека. Нельзя мириться в  том случае, если искажаются научные  данные или сведения, экспериментально доказанные.

 

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно  и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

 

Вывод: Таким образом, в  своем широком смысле слово «толерантность»  означает терпимость к чужим мнениям  и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой  толерантности является признание  права на отличие. Она проявляется  в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки  зрения, сдержанности к тому, что  не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать  деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто  оказывает непосредственное воздействие  на формирование личности ребенка.

 

 

1.2 Содержание социально-педагогической  деятельности в условиях СОШ

 

Социально-педагогическая деятельность выросла и потребностей общества восполнить пошатнувшиеся устои  «естественного учения», традиционно  осуществлявшиеся в семье. К началу ХХ века искания отдельных подвижников  оформились в науку – социальную педагогику, в которой четко проявились два направления. Первое восходит к  идеям И.Песталоцци – образовывать людей адекватно изменениям в  обществе в надежде на их дальнейшее позитивное влияние на него; второе – к предложению А. Дистервега работать с уже обозначившимися  проблемными группами. В последующей  практике и исследованиях эти  подходы нашли свое развитие. Деятельность по преодолению личностных затруднений  переросла в социальную работу, в  то время как взгляды И.Песталоцци, развитые и дополненные теорией  П. Наторпа, стали концептуальной основой  социальной педагогики, исследующей  методы приведения всех людей и отдельного человека к образованию в каждой новой социальной среде. [12]

 

В современное время содержание работы социального педагога в средней  общеобразовательной школе определяется ее педагогической направленностью. Это  означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой  комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и  по месту жительства обучающихся.

 

Школа и семья, образующие социальную среду ребенка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Семья  формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа  занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Важная же составляющая эстетического  духовно-нравственного воспитания – это развитие толерантности  у учащихся.

 

В рамках формирования и  развития толерантности необходимо создание в школе соответствующей  «воспитательной атмосферы», которая  предполагает уважение инакости другого; уважение меньшинства большинством; соблюдение прав личности каждого; ответственность  этой личности перед другими. А в  свете формирования и развития национальной толерантности необходимо расширять  круг общения учащихся; знакомиться  с другими культурами, традициями (язык, литература, архитектура, костюмы, кухня, музыка, танцы, песни и т.д.); общаться с представителями других культур.. Конструктивный, партнерский  диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к социально-психологической  адаптации требует экспериментальной  и инновационной общей деятельности учащихся, педагогов и родителей.

 

Воспитание толерантности  требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого  определения цели педагогом. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель - развитие конкретного ребенка.

 

Воспитание любого нравственного  качества (толерантности в том  числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся  моральных устоев поведения, этических  установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических  черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных  и духовных способностей и т. д. При  формировании толератности следует  учитывать так же гендерные особенности  и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким  различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически  агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения  других детей со сверстниками), степень  эмоциональной чувствительности, подверженость  влиянию других людей и убеждению  себя другими (девочки этому более  подвержены) При этом необходимо помнить  и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться  на нее при воспитании толерантности.

 

Воспитание толерантности  во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда  окружения ребенка, тем сложнее  процесс ее формирования. Поэтому  необходимо изучить социальную среду  и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие  формы, методы и приемы работы.

 

Основой успешности процесса воспитания толератности у детей  становится актуализация положительных  черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой  степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.[14]

 

Специфика нравственного  воспитания состоит в том, что  действия взрослых по формированию основ  поведения детьми и подростками  воспринимаются как морализаторство  и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться  на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним  влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом  жизни самого человека.

 

Формирование толерантности  требует построения воспитательного  процесса на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого  бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием  сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и  группами, имеющими определенные отличия.

 

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципа толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

 

Формируя толерантные  установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии  воспитанникам произошедших с ним  изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

 

Вывод: Таким образом, воспитание толерантности требует четкого  осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения  цели педагогом

 

При формировании и развитии толерантности социальному педагогу необходимо опираться на положительный  опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности, использовать завуалированные  методы и приемы работы, способствовать созданию в школе соответствующей  «воспитательной атмосферы», которая  предполагает уважение инакости другого; уважение меньшинства большинством; соблюдение прав личности каждого; ответственность  этой личности перед другими. А так  же опираться на возможности и  уровень социальной среды, интегрировать  микросреду в воспитательный процесс  по формированию толерантности.

 

1.3 Формы методы и приемы  принципа толерантности, применяемые  в социально-педагогической деятельности

 

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом  деятельности, которым ему предстоит  заниматься в дальнейшем. Так, чтобы  стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что  доступно для усвоения учащимися, какие  знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так  в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?

 

Этот же вопрос встает и  перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями  этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий  социальный педагог оказывается  перед проблемой: как, каким путем  реализовать принцип толерантности? В современной литературе, несмотря на то, что над вопросом толерантного воспитания работают много исследователей, четко определенных методов нет. Как социальный педагог будет  реализовывать принцип толерантности  во многом зависит от его творчества.

 

Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с  организацией деятельности детей в  классе.[30]

 

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации  взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

 

Прием «Взаимопомощь». Педагог  так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел  успех совместно организуемого  дела.

 

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты  каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

 

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится  к тому, чтобы дети поняли то, что  не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно  с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу  быть миллионером».

 

Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог  хочет, чтобы дети больше были информированы  друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю  про себя и попросить друзей проиграть  ее как маленький спектакль.

 

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного  творческого задания устанавливаются  правила, регламентирующие общение  и поведение учащихся: в каком  порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать  мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Информация о работе Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста