Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.

Содержание

Введение………………………………………………........................................2-3
История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13
Принципы обучения………………………………………………………….14-22
Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями……………………………………………………………23-26
Заключение…………………………………………………………………27-28

Вложенные файлы: 1 файл

принципы обучения 2.docx

— 52.17 Кб (Скачать файл)

 Содержание

Введение………………………………………………........................................2-3

История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6

Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13

Принципы обучения………………………………………………………….14-22

Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями……………………………………………………………23-26

Заключение…………………………………………………………………27-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

     Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.

 
     Актуальность данной темы объясняется тем, что важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий. 

 

    

 

 

 

2

Известно, что под закономерностью в общественных явлениях понимается объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями или процессами, характеризующая их развитие. Закономерность выражает определенный порядок причинной, необходимой, устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают вполне определенные изменения других.  

     Цель данной работы: Изучить закономерности и принципы обучения.

     Данная цель  обуславливает следующие задачи исследования: 

  1. Изучить связь между принципами обучения и закономерностями; 

2. Рассмотреть закономерности и принципы обучения, проследить их историческое развитие;  
3. Проанализировать современные принципы обучения

     Предметом исследования является изучение взаимосвязи между принципами обучения и методами.

     Объектом изучения является воспитательный процесс.

 

 

 

 

 

 

3

История возникновения закономерностей обучения и принципов обучения

Чтобы исследовать взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения необходимо проследить их путь развития в разные исторические эпохи. В первобытном обществе человечество постепенно накапливало знания по обучению подрастающих поколений. Видимо, уже в это время были выработаны и передавались из поколения в поколение практические правила обучения, позволяющие все более успешно решать задачи подготовки молодежи к жизни. Одним из таких правил, несомненно берущих начало с глубокой древности, является обучение через практику жизни, наследование опыта старших. [15, стр 420].      

В государствах античного мира довольно успешно решались задачи практического обучения, основанные преимущественно на традициях-обобщенном опыте предшествующих поколений. Античные ученые Платон, Аристотель и особенно Квинтилиан делают первые попытки обобщения практики обучения в виде свода рекомендаций правил. Эти правила сформулированы ими в ряду общих философских положений, обобщающих мудрость жизни. Специально и глубоко вопросами обучения античные философы не занимались. [15, стр 421].      

Уже Платон и Аристотель верно поняли, что для обнаружения законы необходимо выйти из мира непосредственных ощущений и познакомиться с фактическим порядком явлений, в которых обнаруживаются принципы и закономерности обучения. Однако обучение они понимали не как науку, а как искусство обучать другим наукам, практическую деятельность людей, владеющих знанием, как ремеслом.

 

4

Многие из правил, сформулированных в античные времена, действуют и в современной школе, например такое: Кто наилучшим образом чередует гимнастические упражнения с умственным воспитанием и в надлежащей мере преподносит их душе, того мы вправе были бы считать достигшим совершенства» (Платон). Сократ высказывал блестящую мысль, которая как нельзя лучше соответствует современному духу обучения: назначение учителя-помочь родиться мысли ученика. Сам себя Сократ называл «акушером мысли». Квинтилиан в своих «Наставлениях к ораторскому искусству» глубоко подметил, что дать образование может не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с условиями психической жизни подопечного. [13, стр 78].      

Были попытки считать правила, сформулированные в древности, научными принципами и закономерностями. Это неверно, так как они не имеют их отличительных признаков. Скорее всего, это практические обобщения, подчёркивающие некоторые важные взаимосвязи между явлениями обучения. [10, стр 63].      

Средние века представляют собой трудный период в развитии педагогической мысли. Школы для катехуменов, школы катехезиса, монашеская жизнь, уставы, мистицизм, схоластика- с этими словами связаны мрачные страницы в истории педагогики. Принципы обучения в эти времена действовали, но в отличии от античности, вытекающие из естественной жизни и деятельности людей, они нередко являлись плодами иезуитских измышлений, мистического воображения аскетов. [15, стр 422].      

В 18 веке закономерности и принципы обучения рассматривались в 3 аспектах: общественно-историческом, естественно-историческом и психологическом [10, стр 33].       .

 

5

 

Позже Песталоцци, Руссо, Дистерверг, Ушинский, Толстой уже не ограничиваются общими принципами, а пытаются установить конкретные закономерности, что выливается в стремление превратить педагогику в сумму конкретных предписаний. [15, стр 423].      

В соответствии с современным пониманием категорий закономерности, принципа и правила в педагогическом наследии этого периода мы не обнаруживаем попыток строгого выявления взаимосвязей и взаимозависимостей между дидактическими явлениями. Те первичные обобщения, порой очень широкие, смелые, сделанные на основе осмысления опыта, можно классифицировать как регулярности, а вытекающие из них практические руководства к действию-как правила обучения. [5, стр 92].      

В отечественной дидактике вплоть до 70-х годов избегали употреблять понятие «закон», а понятие «закономерность», трактуемое как частное проявление закона, использовалось лишь при рассмотрении наиболее общих проблем обучения. Исследования последних лет мало чем отличаются от общей картины изучения закономерностей и принципов в прошлом, произошло лишь расширение понятий этих изучаемых явлений. [15, стр 427].      

 

 

 

 

 

 

6

Дидактические закономерности, их специфика и характеристика

Для того, чтобы рассмотреть и проанализировать взаимосвязь между закономерностями и принципами и выявить схожие черты, необходимо дать подробную характеристику и тем и другим.

Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом [16, стр 171]. Основные из них следующие:

-направленность обучения  на решение задач всестороннего  и гармоничного развития личности;

-деятельностный характер обучения;

-единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

-проявление уважения  и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства  в процессе обучения;

-обеспечение радости  успехов в овладении знаниями;

-раскрытие способностей  и творческих задатков учащихся  и опора на их положительные  свойства и качества в процессе  обучения;

-учет возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся  в процессе обучения;

7

-повышение влияния коллектива  на улучшение качества учебной  работы;

-согласованность и единство  педагогических усилий школы, семьи  и общественности в стимулировании  учебно-познавательной активности  учащихся.

Умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности.

Однако, будучи специфическим педагогическим процессом обучение имеет и свои особые закономерности.

Специфические закономерности обучения

К этим закономерностям относятся следующие:

-научность и мировоззренческая  направленность обучения;

-проблемность обучения;

-наглядность обучения;

-активность и сознательность  учащихся в процессе обучения;

-доступность обучения;

-систематичность и последовательность  обучения;

-прочность обучения и  его цикличность;

-единство образовательных, развивающих и воспитательных  функций обучения. [16, стр 172].      

Чем же обусловлены эти закономерности и как необходимо их осуществлять?

 

8

Научность и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обусловлена тем общим дидактическим требованием, согласно которому содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность [11, стр 128].       .

 Для реализации этой  закономерности учителю необходимо:

глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений;

обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале;

показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Проблемность обучения. Это кардинальная закономерность процесса обучения. Она обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Возникает необходимость использования сообщающе-объяснительных способов изложения нового материала, но, зная о большой роли проблемного обучения, учитель во всех случаях, где это только возможно и целесообразно, должен придавать ему проблемный характер, учить школьников самостоятельно осмысливать изучаемый материал [16,стр 173]. Например, изучая в 6 классе по русскому языку тему о правописании гласных в корнях кос-кас, учитель написав на доске примеры: касается-коснулся, ставит перед учащимися вопрос: почему в этих родственных словах в одном случае пишется с гласной а, а в другом с гласной о?

Этот вопрос выводит учащихся за пределы их знаний и стимулирует к размышлениям и поискам ответов на него.

9

Так возникает потребность в решении сложившейся ситуации. Это приводит к «открытию» истины, осмыслению и усвоению нового материала.

Наглядность обучения.

-Наглядность как средство  познания окружающего мира;

-Познавательный процесс  требует в овладение знаниями  различных органов восприятия;

-Наглядность обучения  основана на особенностях мышления  детей, которое развивается от  конкретного к абстрактному;

-Наглядность повышает  интерес учащихся к знаниям  и делает процесс обучения  более легким.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Активность и сознательность обучения обуславливается прежде всего целевой установкой школы-необходимость подготовки активных и сознательных членов общества. Данная закономерность вытекает из особенностей самого процесса овладения знаниями. Без активной и сознательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. [6, стр 32].      

Активность и сознательность обучения поддерживаются путем организации наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями и пробуждения учащихся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни. [16, стр 175].      

Для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения.

10

Неверным является утверждение, будто вопросы возникают лишь у тех учеников, которые слабо усвоили или не поняли материал. Как раз наоборот: вопросы возникают тогда, когда урок понят и продуман, но учащийся хочет глубже и полнее осмыслить его положения.

Указанная закономерность требует выработки у учащихся самостоятельного подхода к изучаемому материалу, глубокого продумывания тех теоретических выводов и понятий, мировоззренческих и морально-эстетических идей, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не умеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения. [16, стр 176].      

Доступность обучения. Эта закономерность отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обученение доступным- значит: [3, стр 45].      

Правильно с учетом возрастных познавательных возможностей учащих определить его содержание, то есть тот объем знаний, практических умений и навыков , которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету; [3, стр 46].      

Информация о работе Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями