Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.

Содержание

Введение………………………………………………........................................2-3
История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13
Принципы обучения………………………………………………………….14-22
Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями……………………………………………………………23-26
Заключение…………………………………………………………………27-28

Вложенные файлы: 1 файл

принципы обучения 2.docx

— 52.17 Кб (Скачать файл)

Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Характер этих сведений строго конкретный. [3, стр 47].      

Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого усвоения.

 

11

Чтобы сделать обучение доступным, необходимо не только совершенствовать программы и учебники. Осуществление этой закономерности во многом зависит от учителя, его умения использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и в то же время доходчиво его объяснять, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям.

Осуществление доступности обучения связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Систематичность и последовательность обучения. Подготовка всесторонне развитого, высококультурного человека требует такого обучения, которое обеспечивало бы последовательное усвоение учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения, глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. [16, стр 178].      

Прочность обучения  его цикличность. Эта закономерность связана с глубоким осмыслением знаний, умений, навыков, когда они хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. [16, стр 179].      

Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Данная закономерность обуславливается 3 факторами: во-первых, задачами обучения, важнейшими из которых являются овладение учащимися системой научных знаний, практических умений и навыков, развитие мыслительных способностей  и памяти, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; во-вторых, характером учебного материала, в котором в органическом единстве выступают его образовательные, развивающие и воспитательные стороны. [16,стр 181].      

12

Важное значение имеет продумывание задач учебных занятий учителем, подбор фактического материала, выбор таких методов обучения, которые бы активизировали мышление школьников, тесная связь теории с практикой, обучения с общественной деятельностью и производительным трудом учащихся, которые способствуют обогащению знаниями, формированию их взглядов и убеждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Принципы обучения

Необходимость рассмотрения закономерностей обучения определялась тем, что они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся следующие:

-обучение должно быть  научным и иметь мировоззренческую  направленность;

-обучение должно характеризоваться  проблемностью;

-обучение должно быть  наглядным;

-обучение должно быть  активным и сознательным;

-обучение должно быть  доступным;

-обучение должно быть  систематическим и последовательным;

-обучение должно быть  прочным;

-в процессе обучения  в органическом единстве необходимо  осуществлять образование, развитие  и воспитание учащихся. [16, стр182].      

Как мы видим что содержание принципов обучения сводится к их закономерностям, а следовательно принципы обучения формируются из закономерностей. Таким образом, обнаруживается их тесная взаимосвязь-интеграция.

 

 

 

14

Принцип сознательности.    

     А.Н. Леонтьев  сказал: «... подлинно центральный, подлинно  ведущий принцип: принцип сознательности». [10, стр 69]. Принцип сознательности – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. [11, стр 66] Принцип сознательности должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация принципа сознательности при обучении русскому языку предполагает:

-опору на знания учащихся (истолкование новых языковых  явлений), в этом случае будет  использовано их языковое мышление;

-осознания учащимися  стоящих перед ними задач («вставь  пропущенные буквы», и т.п.);

-опору на самостоятельный  поиск решения и логическое  мышление учащихся (языковая догадка, учащиеся сами выводят правило);

-включение знаний в  содержание обучения (знания сообщаются  чаще всего в виде правил, инструкций, образцов, переводных эквивалентов). [4, стр 12].      

 

 

 

15

Принцип активности.

     Этот принцип  предполагает сообщение учащимся  целей обучения, творческое выполнение  ими самостоятельных работ, активное  усвоение учебного материала, активизацию  мыслительной деятельности. Активность  предполагает способность к самостоятельной  работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически  работать над языком [8, стр 76]. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:

-развитие активной мыслительной  деятельности, что достигается речевой  основой обучения;

-мотивации  и интереса;

-развитие навыков и  умений самостоятельной работы (сочинение  или рассказ по данным тезисам, определение главной идеи стихотворения, работа над справочником) в классе  и индивидуализации обучения (использование  разных вариантов однотипных  заданий; оказание различной помощи  учащимся при выполнении одного  и того же задания; различная  длина пауз для выполнения  задания и т.п.). [8, стр 129].      

 Индивидуализация обучения  – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия  учащихся, уровень развития их  способностей к учению. [7, стр 27]

 

 

 

 

 

16

Принцип наглядности.

     Наглядность  помогает создавать представления  об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная  деятельность. Средства наглядности  помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти  представления в понятия. Такова  роль наглядности. С помощью наглядности  создаются учебные ситуации, которые  помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической  деятельности в реальных жизненных  ситуациях. Принцип наглядности  осуществляется при помощи лингвистических  средств (контекст, толкование новых  слов знакомыми словами изучаемого  языка, подбор синонимов и антонимов, речь учителя) и экстралингвистических  средств (изобразительные средства, мимика, жесты, движения, демонстрация  предметов и наблюдение явлений  окружающей действительности). [9, стр 41]

     На уроках  русского языка и литературы  нужно пользоваться не только  зрительной наглядностью, но обращаться  также к слуху и к другим  ощущениям (в том числе и к  двигательным, связанным с процессом  говорения и письма). Средства  наглядности используются для  развития навыков и умений  речевой действительности: [1, стр 12]

-для создания или иллюстрации  речевого образца;

-для ограничения круга  тех предметов и явлений, вербальное  обозначение которых известно  говорящему;

-для создания опоры  в процессе высказывания;

-для создания ситуации  общения. [13, стр 163].      

 

 

17

Учащиеся 4 – 5-х классов отличаются недостаточно еще развитым абстрактным мышлением, поэтому в работе с ними нужно использовать средства зрит. наглядности: картины, предметы, иллюстрации, макеты, таблицы. Подростки способны мыслить абстрактно, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности.

     Принцип систематичности  подразумевает концентрическое  усвоение материала. Систематичность  проявляется в организации и  последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и  обеспечивает доступность и посильность  обучения[2, стр 34]

     Принцип доступности  и посильности реализуется в  делении учебного материала на  этапы и в подаче его небольшими  дозами, соответственно возрастным  особенностям и развитию речи.  [12, стр 213].      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Принцип целенаправленности.

   Суть его требований  в том, что вся воспитательная  и учебная работа и каждая  конкретная педагогическая задача  должны быть подчинены решению  общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности. [12, стр 46]

   Требования этого  принципа успешно реализуются  при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную  работу как путь достижения  общей цели воспитании; 2) вести  воспитание на основе формирования  у воспитанника идеала (индивидуальной  цели) соответствующего общей цели; 3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания. [14, стр 56]

 Следующий не менее  важный принцип- принцип научности.

 

 

 

 

 

 

19

Принцип научности

   Учащиеся, воспитанники  усваивают прочно установленные  в науке положения на уровне  современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение  учащимися знании не путем  заучивания, а путем научного  доказательства, вовлечения воспитанников  в деятельность по решению  познавательных задач и в научно-поисковую  деятельность, Важность этого принципа  удачно комментировал писатель-фантаст  А. Азимов. Он писал: «Научное обоснование - вовсе не единственный путь  к истине. Откровение, интуитивное  постижение, ослепительное прозрение  и бесспорный авторитет - все они  ведут к истине более прямым  и более надежным путем». [12, стр 267]. И велик соблазн для учителя вести учеников к истине самым коротким путем; силой своего авторитета и авторитета великих ученых утверждать истину в сознании учеников. Но этот путь не лучший: ни один из этих «альтернативных» путей к истине не <принуждает>>. Научные же доказательства заставляют людей чувствовать «… принудительную необходимость согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное сомнение в существе вопроса»[5, стр 43].

   Для выполнения требований этого принципа и обучении и воспитании необходимо учитывать следующие правила: 1) при изучении объекта необходимо использовать язык науки, предметом которой он является; 2) изучать явления природы и общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать диалектику общественных и природных явлений; 3) обеспечивать правильное восприятие изучаемых объектов; 4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся логику возникновения и развития научного знания; 5) раскрывать учащимся перспективы развития науки и возможность их участия в научных исследованиях - в настоящем и будущем. [7, стр 321].      

20

 

Принцип доступности

   Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала. [3, стр 46].      

   Правила, которые  следует выполнять для реализации  требований доступности: 1) объяснять  простым, доступным языком; 2) излагать  новое, связывая его с известным: 3) изучая новый материал, начинать  его рассматривать на примерах, близких опыту ребенка; 4) разбирать  с учащимся важнейшие и наиболее  трудные места учебника; 5) не превышать  норм объема домашних заданий. [1, стр 53].      

   Я. А. Коменский провозгласил  следующие четыре правила доступности: от легкого к трудному; от известного  к неизвестному; oт простого к сложному; от близкого к далекому. [1, стр 55].      

 

 

 

 

 

 

 

 

21

В 60-70-е гг. профессор Л. В. Занков сформулировал ряд новых дидактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в начальных классах. [16, стр 182].      

По его мнению, необходимо было руководствоваться следующими принципами: в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; школьники должны осознавать сам процесс усвоения знаний и владеть приемами учения. Применение таких принципов имело много недостатков. Так, на каждом уроке нужно было изучать новый материал и не стало хватать времени для его закрепления. Акцент на овладении теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков, эти принципы не были обусловлены глубинными закономерностями обучения, и поэтому не все из них укрепились в педагогике.

Информация о работе Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями