Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.
Введение………………………………………………........................................2-3
История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13
Принципы обучения………………………………………………………….14-22
Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями……………………………………………………………23-26
Заключение…………………………………………………………………27-28
Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Характер этих сведений строго конкретный. [3, стр 47].
Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого усвоения.
11
Чтобы сделать обучение доступным, необходимо не только совершенствовать программы и учебники. Осуществление этой закономерности во многом зависит от учителя, его умения использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и в то же время доходчиво его объяснять, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям.
Осуществление доступности обучения связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.
Систематичность и последовательность обучения. Подготовка всесторонне развитого, высококультурного человека требует такого обучения, которое обеспечивало бы последовательное усвоение учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения, глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. [16, стр 178].
Прочность обучения его цикличность. Эта закономерность связана с глубоким осмыслением знаний, умений, навыков, когда они хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. [16, стр 179].
Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Данная закономерность обуславливается 3 факторами: во-первых, задачами обучения, важнейшими из которых являются овладение учащимися системой научных знаний, практических умений и навыков, развитие мыслительных способностей и памяти, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; во-вторых, характером учебного материала, в котором в органическом единстве выступают его образовательные, развивающие и воспитательные стороны. [16,стр 181].
12
Важное значение имеет продумывание задач учебных занятий учителем, подбор фактического материала, выбор таких методов обучения, которые бы активизировали мышление школьников, тесная связь теории с практикой, обучения с общественной деятельностью и производительным трудом учащихся, которые способствуют обогащению знаниями, формированию их взглядов и убеждений.
13
Принципы обучения
Необходимость рассмотрения закономерностей обучения определялась тем, что они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся следующие:
-обучение должно быть
научным и иметь
-обучение должно
-обучение должно быть наглядным;
-обучение должно быть активным и сознательным;
-обучение должно быть доступным;
-обучение должно быть
систематическим и
-обучение должно быть прочным;
-в процессе обучения
в органическом единстве
Как мы видим что содержание принципов обучения сводится к их закономерностям, а следовательно принципы обучения формируются из закономерностей. Таким образом, обнаруживается их тесная взаимосвязь-интеграция.
14
Принцип сознательности.
А.Н. Леонтьев сказал: «... подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». [10, стр 69]. Принцип сознательности – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. [11, стр 66] Принцип сознательности должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация принципа сознательности при обучении русскому языку предполагает:
-опору на знания учащихся
(истолкование новых языковых
явлений), в этом случае будет
использовано их языковое
-осознания учащимися стоящих перед ними задач («вставь пропущенные буквы», и т.п.);
-опору на самостоятельный
поиск решения и логическое
мышление учащихся (языковая догадка,
учащиеся сами выводят правило)
-включение знаний в содержание обучения (знания сообщаются чаще всего в виде правил, инструкций, образцов, переводных эквивалентов). [4, стр 12].
15
Принцип активности.
Этот принцип
предполагает сообщение
-развитие активной
-мотивации и интереса;
-развитие навыков и
умений самостоятельной работы (сочинение
или рассказ по данным тезисам,
определение главной идеи
Индивидуализация обучения
– такая организация процесса,
при которой выбор способов, приемов,
темпа обучения учитывает
16
Принцип наглядности.
Наглядность
помогает создавать
На уроках русского языка и литературы нужно пользоваться не только зрительной наглядностью, но обращаться также к слуху и к другим ощущениям (в том числе и к двигательным, связанным с процессом говорения и письма). Средства наглядности используются для развития навыков и умений речевой действительности: [1, стр 12]
-для создания или иллюстрации речевого образца;
-для ограничения круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему;
-для создания опоры в процессе высказывания;
-для создания ситуации общения. [13, стр 163].
17
Учащиеся 4 – 5-х классов отличаются недостаточно еще развитым абстрактным мышлением, поэтому в работе с ними нужно использовать средства зрит. наглядности: картины, предметы, иллюстрации, макеты, таблицы. Подростки способны мыслить абстрактно, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности.
Принцип систематичности
подразумевает концентрическое
усвоение материала. Систематичность
проявляется в организации и
последовательной подаче
Принцип доступности
и посильности реализуется в
делении учебного материала на
этапы и в подаче его
18
Принцип целенаправленности.
Суть его требований
в том, что вся воспитательная
и учебная работа и каждая
конкретная педагогическая
Требования этого
принципа успешно реализуются
при выполнении следующих
Следующий не менее важный принцип- принцип научности.
19
Принцип научности
Учащиеся, воспитанники
усваивают прочно
Для выполнения требований этого принципа и обучении и воспитании необходимо учитывать следующие правила: 1) при изучении объекта необходимо использовать язык науки, предметом которой он является; 2) изучать явления природы и общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать диалектику общественных и природных явлений; 3) обеспечивать правильное восприятие изучаемых объектов; 4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся логику возникновения и развития научного знания; 5) раскрывать учащимся перспективы развития науки и возможность их участия в научных исследованиях - в настоящем и будущем. [7, стр 321].
20
Принцип доступности
Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала. [3, стр 46].
Правила, которые
следует выполнять для
Я. А. Коменский провозгласил
следующие четыре правила
21
В 60-70-е гг. профессор Л. В. Занков сформулировал ряд новых дидактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в начальных классах. [16, стр 182].
По его мнению, необходимо было руководствоваться следующими принципами: в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; школьники должны осознавать сам процесс усвоения знаний и владеть приемами учения. Применение таких принципов имело много недостатков. Так, на каждом уроке нужно было изучать новый материал и не стало хватать времени для его закрепления. Акцент на овладении теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков, эти принципы не были обусловлены глубинными закономерностями обучения, и поэтому не все из них укрепились в педагогике.
Информация о работе Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями