Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.
Введение………………………………………………........................................2-3
История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13
Принципы обучения………………………………………………………….14-22
Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями……………………………………………………………23-26
Заключение…………………………………………………………………27-28
22
Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями обучения.
Принципы обучения- это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. [4, стр 169].
Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержимое учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
Проблема выделения принципов обучения в педагогике занимала умы многих выдающих педагогов всего мира. На сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Нами было выяснено, что в фундаментальных трудах по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно рознятся.
Одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие-из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей.
23
В своей работе мы придерживаемся первой точки зрения, так как она наиболее верно отражает суть становления принципов и их развитие исходя из закономерностей обучения.
Принципы обучения в связи с развитием общества перестают быть универсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения.
На первых этапах своего развития педагогическая наука ограничивалась обобщением опыта обучения. Поэтому принципы обучения выводились непосредственно из опыта работы учителя, из наблюдений.
Совсем другая обстановка в школе сложилась с возникновением крупной машинной промышленности. Объем научной информации, содержание социального опыта, предаваемых от поколения к поколению, характер деятельности, к которому была призвана школа готовить своих выпускников, настолько усложнились, что простое воспроизведение существовавшей практики школы уже не удовлетворяло запросам общества. Дальнейшее совершенствование школьной практики настоятельно требовало научного обоснования принципов обучения, как исходных оснований системы принципиальных положений, отражающих содержание, методы и организацию обучения. И хотя законы и специфические закономерности не содержат прямых указаний, как действовать учителю в той или иной учебной ситуации, они являются теоретической основой для обоснования принципов обучения.
Принцип обучения, по определению видного дидакта современности В.И. Загвязинского- это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, необходимых для практики.
24
Из этого определения мы можем сформулировать такое определение, что в основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, использовании принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.
Многие педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, психологические и иные закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.
В последнее время в дидактике утвердилось понимание принципа как рекомендации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Такая точка зрения, несомненно, отражает связь принципов и закономерностей, однако не раскрывает сущность ни самого принципа, на характера связей между закономерностями и принципами.
В. И. Загвязинский утверждает, и с этим утверждением мы полностью согласны, что суть принципа в том, что это рекомендации о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры, гармонии, позволяющих решать учебно-воспитательные задачи.
Действительно, двойственность, противоречивость в содержании некоторых принципов видна невооружённым глазом. Она отражена уже в их названиях: связь обучения с жизнью, теории с практикой, сочетание педагогического руководства с активной деятельностью учащихся; сочетание индивидуальной и коллективной работы; связь обучения и самообразования, контроля и самоконтроля.
25
Противоречивость других принципов раскрывается по мере углубления в их содержании, по мере раскрытия закономерных связей, которые их отражают. Это, например, переход от конкретного описания к обобщению и от объяснения к прогнозу и предсказыванию в принципе научности обучения; соотношение части и целого, элемента и системы в принципе системности; движение от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в принципе наглядности; достижение меры трудности, способствующей развитию обучаемого, в принципе прочности обучения.
Но если принципы отражают направление, стратегию практических действий учителя и учащихся по достижению гармонии, синтеза противоположных начал, то источник этой направленности принципов заключается в том, что педагогические законы «схватывают» и выражают противоположность педагогических явлений и процессов
Закон всегда имеет и объяснительную, и прогностическую функции. Это такой компонент логической структуры педагогической науки, который, отражая объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений, способствует научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов воспитательной деятельности.
26
Заключение.
Дидактические
принципы являются
При использовании принципов следует учитывать следующие особенности профессионального обучения будущих преподавателей: теоретические и практические занятия являются не случайным, а закономерным процессом, в котором действуют объективно несколько законов педагогики и производства; различные процессы совершаются на основе тех или иных специфических застоев, связанных с усвоением знаний, формированием умений и навыков и развитием учащихся; высокий уровень теоретических знаний требует проведения системы лабораторно-практических работ для обеспечения постепенного их переноса на практическую деятельность.
Применение
дидактических принципов на
Некоторые из принципов вообще перестали быть актуальными, как не отвечающие требованиям нового времени, например, принцип коммунистически воспитывающего обучения.
27
Многие из принципов используются не только в работе школ, но и в работе детских садов: например такие принципы обучения как - принцип доступности, принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении, принцип учёта возрастных и индивидуальных различий, принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника…
Также существуют принципы, которые неразрывно связаны друг с другом, поэтому их объединяют в тесное единство-это такие принципы как: принцип сознательности и активности, принцип научности и доступности, принцип систематичности и последовательности.
Сейчас в
современном обществе
Но все эти принципы нельзя оставлять без внимания, так как их требования тесно взаимосвязаны, и выполнение их тоже находится в тесной взаимной зависимости: реализация требований любого из принципов в той или иной мере складывается на выполнении требований всех остальных, игнорирование одного из принципов приведёт к неполной реализации требований другого и, в конечном счёте, всё это отразится на педагогическом процессе и эффективности обучения.
Это является следствием целостности педагогического процесса и в то же время способствует укреплению этого качества педагогической системы.
28
Список используемой литературы
[1] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: - М.,1982.-Т.1.-С.242
[2] Там же.- С.404.
[3] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: - М.,1982.-Т.1.-С.356.
[4] Сластенин В.А. Педагогика – М., 2002г С.186
[5] Азимов А. В начале. – М., 1989.- С.35.
[6] Занков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. - М , I960.,С. 234.
[7] Ушинский К.Д. Сочинения: В 11 т. – М.,1950. – Т.10.- С.509.
[8] Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.1982.- С.52-62.
[9] Обучение и развитие/ Под редакцией Л.В.Занкова. – М.,1975.- С.49-55.
[10] А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.152.
[11]. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.
[12]. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,1987
[13]. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с., с.129-192.
[14] . Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.
[15]. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423с., с. 199-224.
[16]. Харламов И. Ф. Педагогика.- Москва: Гардарики 2000г.
Информация о работе Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями