Принципы установления возрастных норм и специфика их проявления в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и описать принципы возрастных норм и специфику их проявления в подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
І. Общее представление о возрастной норме……………………………………5
І.1. Понятие нормы в психологии…………………………………………..5
І.2. Становление возрастных норм ……………………………………….10
І.3. Периодизация и закономерности психического развития человека…………………………………………………………………………..29
І.4. Нормы психического развития личности в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………….36
ІІ. Эмпирическое исследование принципов установления возрастных норм в подростковом возрасте…………………………………………………………..45
ІІ.1. Описание и ход исследования………………………………………..45
ІІ.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

принципы установления возрастных норм.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

І. Общее представление о возрастной норме……………………………………5

І.1. Понятие нормы в психологии…………………………………………..5

І.2. Становление возрастных норм ……………………………………….10

І.3. Периодизация и  закономерности психического развития человека…………………………………………………………………………..29

І.4. Нормы психического развития личности в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………….36

ІІ. Эмпирическое исследование принципов установления возрастных норм в подростковом возрасте…………………………………………………………..45

ІІ.1. Описание и ход исследования………………………………………..45

ІІ.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………48

Заключение……………………………………………………………………….55

Литература……………………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию личности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Практическая работа с людьми в различных областях общественной жизни также требует дифференциального подхода на основании знаний о возрастных и других особенностях личности человека.

Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняющихся форм поведения и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека.

Таким образом, актуальность данной курсовой работы состоит в том, что, зная возрастные нормы, становится возможным определение отклонений в развитии ребенка, что, в свою очередь, дает возможность вовремя корректировать их.

Новизна исследования состоит в рассмотрении принципов возрастных норм с точки зрения новообразований, формирующихся в подростковом возрасте.

Объект исследования – возрастные нормы.

Предмет – специфика возрастных норм в подростковом возрасте.

Цель – выявить и описать принципы возрастных норм и специфику их проявления в подростковом возрасте.

Гипотеза: существует корреляционная зависимость между характером самооценки у   подростков и их ситуативной и личностной тревожностью.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ принципов установления возрастных норм.
  2. Эмпирически исследовать проблему принципов установления возрастных норм в контексте исследования подросткового возраста.
  3. Установить, существует ли корреляционная зависимость между характером самооценки у подростков и их ситуативной и личностной тревожностью.

Методы и  методики:

  1. Теоретический анализ проблемы принципов установления возрастных норм.
  2. Проведение беседы с испытуемыми.
  3. Модифицированная методика Дембо – Рубинштейн (основные шкалы: «Ум», «Здоровье», «Счастье», «Характер»; дополнительные: «Общительность – замкнутость», «Уважение – неуважение к себе», «Успешность – неуспешность выполнения учебной деятельности»,  «Внешность», «Ценность в глазах окружающих».
  4. Методика выявления ситуативной и личностной тревожности                        Ч. Спилбергера.
  5. Метод статистической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Опытное экспериментальное  исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школе г. Симферополя №10 в течение двух месяцев. В нем принимали участие подростки в возрасте 15 – 16 лет (22 человека).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Общее представление о возрастной норме

 

І.1. Понятие возрастной нормы в психологии

Проблема индивидуального развития человека – одна из фундаментальных проблем естествознания и психологии. В этой проблеме имеется ряд важных психологических аспектов, особенно тесно связанных с вопросами формирования личности. Одним из них является изучение возрастных особенностей, весьма существенных для каждого отдельного периода человеческой жизни.

Возрастные особенности  взаимосвязываются по различным  путям с половыми, типологическими  и индивидуальными особенностями, от которых их можно отделить только весьма относительно. Все это затрудняет выделение возрастных особенностей для специального исследования. Исключение составляют лишь самые ранние этапы человеческой жизни, когда возрастные особенности выступают в более чистом виде, а типологические и индивидуальные модификации развития еще слабо выражены [13].

В первые годы жизни человека возрастные различия измеряются месяцами и полугодиями. Обращает на себя внимание и тот факт, что в ранние периоды  жизни человека сроки наступления  того или иного возрастного этапа  носят более или менее общий характер, относительно независимый от особенностей конституции, типа нервной системы и т.д.,  но уже в подростковом возрасте, а тем более в юношеском, смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей  формирующейся личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредствуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами [8].

Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «перекрываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельности и т.д.

Интегральный подход к индивидуальному развитию личности предполагает исследование его внутренних закономерностей и основных характеристик, раскрывающих временную и топологическую структуру онтогенеза психики.

На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. К  их числу относится определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни [13].

Понятие нормы в психологии многогранно. Существуют различные точки зрения на феномен их возникновения.

1. Психологическая норма есть статистическое понятие. Нормальным является все то, что относится к середине кривой распределения.

Рисунок 1

Кривая нормального  распределения

 

Статистическая норма быстро изменяется и устаревает, так как на нее влияет много факторов (исторические, социально-политические, культурные и т.д.).

2. Норма обусловлена социальными стереотипами. Таким образом, поведение, не соответствующее общественному, воспринимается как отклоняющееся от нормы.

3. Норма есть психическое здоровье.

4. Норма – это то, что соответствует ожиданиям, собственному опыту и другим субъективным переменным [1].

Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняющихся  форм поведения и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон действий возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи — это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения [1].

В науке возрастные категории  выглядят чрезвычайно сложными и  противоречивыми. Как указывает И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла [6].

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких  понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.)  и производные («возрастные свойства»).

Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолютного времени  условно и абсолютно в том  смысле, Что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая  там свое место, соотнесенное по времени  с другими жизнями и другими  процессами развития и бытия всего сущего вообще.

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно, если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомо-комплексом.

Здесь за основу взяты  те психофизиологические, психологические  и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный  возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального  возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в  психике. Это, с одной стороны, жизненные  события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

Все указанные категории  подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще  и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности [7].

Здесь за основу взято  самоощущение человека, то есть к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Вторая система отсчета  — социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система отсчета — возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.) [6].

Информация о работе Принципы установления возрастных норм и специфика их проявления в подростковом возрасте