Принципы установления возрастных норм и специфика их проявления в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и описать принципы возрастных норм и специфику их проявления в подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
І. Общее представление о возрастной норме……………………………………5
І.1. Понятие нормы в психологии…………………………………………..5
І.2. Становление возрастных норм ……………………………………….10
І.3. Периодизация и закономерности психического развития человека…………………………………………………………………………..29
І.4. Нормы психического развития личности в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………….36
ІІ. Эмпирическое исследование принципов установления возрастных норм в подростковом возрасте…………………………………………………………..45
ІІ.1. Описание и ход исследования………………………………………..45
ІІ.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

принципы установления возрастных норм.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Коэффициент корреляции (rs) для самооценки и уровня ситуативной тревожности rs= -0,7; тогда как для самооценки и уровня личностной тревожности коэффициент корреляции составляет rs= -0,6.

Таким образом, можно выделить следующую закономерность: чем выше уровень самооценки, тем ниже наблюдается уровень тревожности личности, и наоборот, чем ниже самооценка, тем выше уровень тревожности, что ярко проявляется в графических данных.

График 1

 

Соотношение самооценки с ситуативной тревожностью у подростков

 


График 2

 

Соотношение самооценки с личностной тревожностью у подростков

 


 

Также важно  сопоставить самооценку подростков в условиях их ведущей деятельности (интимно – личностное общение). Следовательно, необходимо проследить закономерность характера самооценки подростков по шкалам «Общительность – замкнутость» и «Ценность в глазах окружающих» и сопоставить ее с уровнем ситуативной и личностной тревожности.

График 3

 

Соотношение шкалы «общительность – замкнутость» с уровнем тревожности

 


 

График 4

 

Соотношение шкалы «ценность в глазах окружающих»  с уровнем 

тревожности личности

 

Таблица 2

 

Соотношение шкал самооценки  с уровнем тревожности

№ п/п

шкалы самооценки

ситуативная

тревожность

личностная 

тревожность

общительность

ценность

в глазах окружающих

1

5,5

6

32

24

2

6

5

54

68

3

9

6

48

41

4

9,5

7,5

22

15

5

10

8,5

23

19

6

9

9,5

30

24

7

5

6,5

26

17

8

5,5

9

41

46

9

8,5

5

28

30

10

7

5,5

38

14

11

8

6

29

31

12

6,5

7

30

27

13

9,5

9,5

14

23

14

7

6,5

46

32

15

7

5

39

46

16

9

8

21

22

17

8

7,5

14

17

18

10

6

38

26

19

9,5

8

26

41

20

8

7

39

18

21

9,5

7

24

16

22

8

8

22

27

Среднее

8,0

7

31,1

28,4


 

Коэффициент корреляции для самооценки по шкале «Общительность – замкнутость» и уровнем ситуативной  тревожности составляет rs= –0,4; тогда как в случае с личностной тревожностью rs= –0,3. Для шкалы «Ценность в глазах окружающих» и ситуативной тревожности rs=  -0,5; и личностной тревожности rs=  -0,3.

Следовательно, изначально поставленная гипотеза подтверждается, то есть между характером самооценки и различными видами тревожности существует обратная зависимость, то есть чем выше у испытуемого самооценка, тем ниже его уровень тревожности, и наоборот.

 

ВЫВОДЫ  ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

 

Одним из направлений  исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности, с чертой тревожности. Принято считать, что с высокой самооценкой коррелирует относительно низкий уровень тревожности и, наоборот, увеличение тревожности также связано и с неустойчивой самооценкой. Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться  причинно-следственные связи.  А это, в свою очередь, делает необходимым проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения.

Исходным замыслом курсовой работы было уточнение и  анализ раннее выделенных соотношений самооценки и различных уровней ситуативной и личностной тревожности.

Итак, после  проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

        В ходе нашего исследования  мы предположили, что существует  зависимость характера самооценки у   подростков с ситуативной и личностной тревожностью.

В данном исследовании между самооценкой и уровнем  тревожности наблюдается обратная линейная связь. Коэффициент корреляции для самооценки и уровня ситуативной  тревожности rs= -0,7; тогда как для самооценки и уровня личностной тревожности коэффициент корреляции составляет rs= -0,6. То есть можно выделить следующую закономерность: чем выше уровень самооценки, тем ниже наблюдается уровень тревожности личности, и, наоборот, чем ниже самооценка, тем выше уровень тревожности.

Коэффициент корреляции для самооценки по шкале «Общительность – замкнутость» и уровнем ситуативной  тревожности составляет rs= –0,4; тогда как в случае с личностной тревожностью rs= –0,3. Для шкалы «Ценность в глазах окружающих» и ситуативной тревожности rs=  -0,5; и личностной тревожности rs=  -0,3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема индивидуального  развития человека – одна из фундаментальных  проблем естествознания и психологии. В этой проблеме имеется ряд важных психологических аспектов, особенно тесно связанных с вопросами формирования личности. Одним из них является изучение возрастных особенностей, весьма существенных для каждого отдельного периода человеческой жизни.

В ходе курсовой работы были рассмотрены следующие  проблемы. В главе І описывается понятие возрастной нормы и ее становление в психологической науке, а также проблема возрастной периодизации в отечественных и зарубежных исследованиях. Глава ІІ носит эмпирический характер. В ней проводится исследование самооценки как одного из компонентов Я-Концепции в соотнесении с личностной и ситуативной тревожностью.

Выполненная работа и проведенное исследование позволяют  сделать следующие выводы.

1. На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. К  их числу относится определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни.

2. В ходе эмпирического исследования была выявлена следующая связь  между характером самооценки у подростков в зависимости от наличия у них ситуативной или личностной тревожности: с высокой самооценкой коррелирует относительно низкий уровень тревожности и, наоборот, увеличение тревожности также связано и с неустойчивой самооценкой. Также важно было рассмотреть самооценку в ведущей деятельности подростков – в деятельности интимно – личностного общения и сопоставить их с ситуативной и личностной тревожностью (показатели по шкалам «общительность – замкнутость» и «ценность в глазах окружающих» коррелируют с уровнем ситуативной и личностной тревожностью).

3. По результатам  теоретического анализа и проведенного  исследования были сделаны соответствующие  выводы.

Перспективы дальнейшего исследования – выявить характер Я-Концепции в зависимости от жизненных ориентаций в юношеском возрасте как характеристики возрастных норм в этом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: - М.: Академия, 1999.- 672 с.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 1998.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - с. 384.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  5. Выготский Л.С. Собрания сочинений в 6 т. -  Т1-4. – М.:1983.
  6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.
  7. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
  10. Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1987. —256с
  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  13. Психология развития /Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
  14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
  15. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Общ. Ред. Толстых А.В. – М.: Изд-во Грунна Прогресс, 1996.

Информация о работе Принципы установления возрастных норм и специфика их проявления в подростковом возрасте