Принципы установления возрастных норм и специфика их проявления в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и описать принципы возрастных норм и специфику их проявления в подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
І. Общее представление о возрастной норме……………………………………5
І.1. Понятие нормы в психологии…………………………………………..5
І.2. Становление возрастных норм ……………………………………….10
І.3. Периодизация и закономерности психического развития человека…………………………………………………………………………..29
І.4. Нормы психического развития личности в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………….36
ІІ. Эмпирическое исследование принципов установления возрастных норм в подростковом возрасте…………………………………………………………..45
ІІ.1. Описание и ход исследования………………………………………..45
ІІ.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

принципы установления возрастных норм.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский — с учебно-профессиональной деятельностью [9].

Д. Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий,                Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:

Этап раннего детства  состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденное™, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

Этап детства открывается  кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением  мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся  кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества делится  на стадию подросткового возраста (осваивается  мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей [12].

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Но нельзя не отметить, что проблема периодизации является настолько интересной и важной в психологии развития, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В. И. Слободчиковым в 80-х гг. XX в.

Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается  в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования — субъективности (или, более общо — внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бы-тия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме  — «матрице возраста» — каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) [2].

По вертикали в схеме  представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени — это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения — как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия), в кризисах развития — как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания  имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Рассмотрев процессы, участвующие в развитии, протяженность  и членение временной дистанции, мы можем сформулировать рабочее  определение предмета психологии развития. Предметом психологии развития будем считать психическое развитие, которое определяется как фило -, антропо -, онто - или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

Выводы по теоретической части

1. Развитие может быть проанализировано с точки зрения охватываемых им временных дистанций, в качестве которых выступают филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

2. Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.

3. Построение периодизации зависит от теоретических ориентации автора: так, периодизация С. Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э. Эриксона,                         Л. С. Выготского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения самооценки с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности  у подростков

 

          2.1. Организация исследования 

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность [2].

Физическое и половое  развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична  своя система взаимоотношений с  социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции [3].

Одним из направлений  исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности с чертой тревожности. Принято считать, что с высокой самооценкой коррелирует относительно низкий уровень тревожности и, наоборот, увеличение тревожности также связано и с неустойчивой самооценкой. Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться  причинно-следственные связи.  А это, в свою очередь, делает необходимым проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения.

Исходным замыслом курсовой работы было уточнение и  анализ ранее выделенных соотношений  самооценки и различных уровней ситуативной и личностной тревожности у подростков.

Предметом исследования является специфика формирования самооценки у подростков с различными видами тревожности (ситуативная, личностная).

Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей формирования самооценки у подростков с различными видами тревожности, а также уточнение и анализ раннее выделенных соотношений самооценки с уровнем тревожности личности.

Итак, в ходе проведения исследования была выдвинута  гипотеза о том, что существует зависимость характера самооценки у подростков с их ситуативной и личностной тревожностью.

Исследование  проводилось в средней общеобразовательной  школе г. Симферополя № 10 в течение двух месяцев. В нем принимали участие подростки в возрасте 15 – 16 лет (22 человека). Эта выборка была взята для исследования потому, что именно в этой возрастной группе тревожность порождается внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Самооценка в этом возрасте тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в особенности с такими, как тревожность, застенчивость, страхи, неуверенность в себе и т.п.

Исследование  проводилось в нормальных условиях, у испытуемых было нормальное физиологическое  состояние.

І. Для определения уровня самооценки использовался вариант методики Дембо – Рубинштейн.

Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Такие же вертикальные линии проводятся для выражения оценок и по другим шкалам.

Испытуемым  предлагался набор шкал в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины. Испытуемые самостоятельно заполняли шкалы, то есть находили и отмечали свою позицию.

Данная методика была несколько видоизменена, так  как помимо четырех основных шкал участникам эксперимента предлагались несколько дополнительных.

А. Основные шкалы методики:

1) «Здоровье»;

2) «Счастье»;

3) «Ум»;

4) «Характер».

Б. Дополнительные шкалы методики:

1) «Общительность  – замкнутость»;

2) «Уважение  – неуважение к себе»; 

3) «Успешность  – неуспешность выполнения учебной  деятельности»;

4) «Внешность».

5) «Ценность в глазах окружающих».

ІІ. В свою очередь уровень, тревожности диагностировался с помощью шкал самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, в которой испытуемым предлагалось 40 суждений (20 на ситуативную и 20 на личностную тревожность). Суммарный балл меньше 30 указывал на низкий уровень ситуативной и личностной тревожности, 30-45 баллов – средний уровень; больше 45 баллов – высокий уровень тревожности.

Затем была составлена общегрупповая матрица по средним  значениям методики самооценки Дембо – Рубинштейн и по значениям методики  уровня тревожности Ч. Спилбергера.

Все полученные данные были подвержены процедуре статистической обработки с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0.

 

2.2. Анализ  результатов исследования

Проведя статистическую обработку данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена между данными методики Дембо – Рубинштейн, измеряющей характер самооценки личности и по данным методики Ч. Спилбергена, измеряющей личностную и ситуативную тревожность, необходимо подвести некоторые итоги.

Между самооценкой  и уровнем тревожности наблюдается  обратная линейная связь.

 

Таблица 1

Соотношение самооценки и уровня тревожности

 

№ п/п

самооценка

ситуативная

тревожность

личностная

тревожность

1

6,75

32

24

2

4,3

54

68

3

7,65

48

41

4

9,05

22

15

5

7,8

23

19

6

8,8

30

24

7

7,5

26

17

8

5,45

41

46

9

5,85

28

30

10

5,4

38

14

11

6,9

29

31

12

6,4

30

27

13

9,35

14

23

14

7,35

46

32

15

6,1

39

46

16

8,05

21

22

17

9,1

14

17

18

7,2

38

26

19

7,75

26

41

20

6,8

39

18

21

8,55

24

16

22

7,9

22

27

Среднее

7,3

31,1

28,4

Информация о работе Принципы установления возрастных норм и специфика их проявления в подростковом возрасте