Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:16, курсовая работа
Цель – выявить и описать принципы возрастных норм и специфику их проявления в подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………………...3
І. Общее представление о возрастной норме……………………………………5
І.1. Понятие нормы в психологии…………………………………………..5
І.2. Становление возрастных норм ……………………………………….10
І.3. Периодизация и закономерности психического развития человека…………………………………………………………………………..29
І.4. Нормы психического развития личности в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………….36
ІІ. Эмпирическое исследование принципов установления возрастных норм в подростковом возрасте…………………………………………………………..45
ІІ.1. Описание и ход исследования………………………………………..45
ІІ.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….57
В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский — с учебно-профессиональной деятельностью [9].
Д. Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:
Этап раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденное™, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.
Этап детства открывается
кризисом 3 лет, знаменующим начало
дошкольного возраста (с освоением
мотивационно-потребностной
Этап отрочества делится
на стадию подросткового возраста (осваивается
мотивационно-потребностная
В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Но нельзя не отметить, что проблема периодизации является настолько интересной и важной в психологии развития, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В. И. Слободчиковым в 80-х гг. XX в.
Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования — субъективности (или, более общо — внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бы-тия) и обособления от них (реализация само=бытности).
В предложенной им схеме — «матрице возраста» — каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) [2].
По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени — это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения — как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия), в кризисах развития — как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.
Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).
Рассмотрев процессы, участвующие в развитии, протяженность и членение временной дистанции, мы можем сформулировать рабочее определение предмета психологии развития. Предметом психологии развития будем считать психическое развитие, которое определяется как фило -, антропо -, онто - или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.
Выводы по теоретической части
1. Развитие может быть проанализировано с точки зрения охватываемых им временных дистанций, в качестве которых выступают филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.
2. Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.
3. Построение периодизации зависит от теоретических ориентации автора: так, периодизация С. Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения самооценки с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности у подростков
2.1. Организация исследования
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность [2].
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции [3].
Одним из направлений исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности с чертой тревожности. Принято считать, что с высокой самооценкой коррелирует относительно низкий уровень тревожности и, наоборот, увеличение тревожности также связано и с неустойчивой самооценкой. Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это, в свою очередь, делает необходимым проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения.
Исходным замыслом курсовой работы было уточнение и анализ ранее выделенных соотношений самооценки и различных уровней ситуативной и личностной тревожности у подростков.
Предметом исследования является специфика формирования самооценки у подростков с различными видами тревожности (ситуативная, личностная).
Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей формирования самооценки у подростков с различными видами тревожности, а также уточнение и анализ раннее выделенных соотношений самооценки с уровнем тревожности личности.
Итак, в ходе проведения исследования была выдвинута гипотеза о том, что существует зависимость характера самооценки у подростков с их ситуативной и личностной тревожностью.
Исследование
проводилось в средней
Исследование проводилось в нормальных условиях, у испытуемых было нормальное физиологическое состояние.
І. Для определения уровня самооценки использовался вариант методики Дембо – Рубинштейн.
Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Такие же вертикальные линии проводятся для выражения оценок и по другим шкалам.
Испытуемым предлагался набор шкал в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины. Испытуемые самостоятельно заполняли шкалы, то есть находили и отмечали свою позицию.
Данная методика была несколько видоизменена, так как помимо четырех основных шкал участникам эксперимента предлагались несколько дополнительных.
А. Основные шкалы методики:
1) «Здоровье»;
2) «Счастье»;
3) «Ум»;
4) «Характер».
Б. Дополнительные шкалы методики:
1) «Общительность – замкнутость»;
2) «Уважение – неуважение к себе»;
3) «Успешность
– неуспешность выполнения
4) «Внешность».
5) «Ценность в глазах окружающих».
ІІ. В свою очередь уровень, тревожности диагностировался с помощью шкал самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, в которой испытуемым предлагалось 40 суждений (20 на ситуативную и 20 на личностную тревожность). Суммарный балл меньше 30 указывал на низкий уровень ситуативной и личностной тревожности, 30-45 баллов – средний уровень; больше 45 баллов – высокий уровень тревожности.
Затем была составлена общегрупповая матрица по средним значениям методики самооценки Дембо – Рубинштейн и по значениям методики уровня тревожности Ч. Спилбергера.
Все полученные
данные были подвержены процедуре статистической
обработки с помощью
2.2. Анализ результатов исследования
Проведя статистическую обработку данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена между данными методики Дембо – Рубинштейн, измеряющей характер самооценки личности и по данным методики Ч. Спилбергена, измеряющей личностную и ситуативную тревожность, необходимо подвести некоторые итоги.
Между самооценкой
и уровнем тревожности
Таблица 1
Соотношение самооценки и уровня тревожности
№ п/п |
самооценка |
ситуативная тревожность |
личностная тревожность |
1 |
6,75 |
32 |
24 |
2 |
4,3 |
54 |
68 |
3 |
7,65 |
48 |
41 |
4 |
9,05 |
22 |
15 |
5 |
7,8 |
23 |
19 |
6 |
8,8 |
30 |
24 |
7 |
7,5 |
26 |
17 |
8 |
5,45 |
41 |
46 |
9 |
5,85 |
28 |
30 |
10 |
5,4 |
38 |
14 |
11 |
6,9 |
29 |
31 |
12 |
6,4 |
30 |
27 |
13 |
9,35 |
14 |
23 |
14 |
7,35 |
46 |
32 |
15 |
6,1 |
39 |
46 |
16 |
8,05 |
21 |
22 |
17 |
9,1 |
14 |
17 |
18 |
7,2 |
38 |
26 |
19 |
7,75 |
26 |
41 |
20 |
6,8 |
39 |
18 |
21 |
8,55 |
24 |
16 |
22 |
7,9 |
22 |
27 |
Среднее |
7,3 |
31,1 |
28,4 |