Проблема самоубийств в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности подросткового суицида.
Задачи:
1.Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
2.. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3.Рассмотреть особенности подросткового возраста
4.Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
5.Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе……………………………………………………………....6
1.1.Понятие и сущность суицида………………………………………….6
1.2.Особенности подросткового возраста……………………………….12
1.3.Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17
Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23
2.2. Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиографический список………………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...……3

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проблемы подросткового  суицида в современном обществе……………………………………………………………....6

    1. Понятие и сущность суицида………………………………………….6
    2. Особенности подросткового возраста……………………………….12
    3. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17

 

Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23

2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23

         2.2.  Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27

 

Заключение………………………………………………………………………….38

Библиографический список………………………………………………………..40

Приложения………………………………………………………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одна из актуальных проблем современного общества – совершение суицидов среди молодого поколения. В основном – это старшеклассники и студенты вузов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев  и убийств.

Россия  продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств  наиболее высок. Количество детей и  подростков, пытающихся свести счёты  с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза. По данным Российской Федерации за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раза. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста – до 20% суицидальных попыток совершают дети и подростки.

Причины, обусловливающие подростков принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социология не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация ребенка, то есть нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей.

Суицид - это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. В подростковой психике есть еще  некоторые черты, предполагающие к  самоубийству. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой – еще не сформированное представление о ценности жизни. У подростков нет барьера между рискованным и нерискованным поведением, они очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь – недорогая цена за доказательство собственной правоты.

Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно  возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и  основателем суицидологии был французский  социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В. Франкл, Н.Фабрероу, Э.Шнейдман и другие.

Данной проблемой занимались такие чешские исследователи, как  И. Лангмайер и З. Матейчик. Они  исследовали проблему депривации — безысходность, ненужность, потерянность, как общее определение для эмоционального поведения. Английский психолог Д. Хэбб, в свою очередь, рассматривал ту же самую проблему из-за биологически недостаточной среды. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В. П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А. Кочетов (занимался работой с трудными детьми), Ю. Кушер (изучал подростковую депрессию), В. В. Лебединский (исследовал эмоциональные нарушения в детском возрасте), Личко А. Е. – выявил типы суицидального поведения у подростков: истинное, аффективное и демонстративное.

В настоящее время ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества.

Объект исследования: суицидальное поведение

Предмет исследования: особенности подросткового суицида

Цель: изучить особенности подросткового суицида .

Задачи:

  1. Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
  2. . Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
  3. Рассмотреть особенности подросткового возраста
  4. Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
  5. Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.

Гипотеза: подростки совершают суицид при наличии проблемы или комплекса проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно в силу возрастных и личностных особенностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучен и систематизирован материал по исследуемой проблеме: описаны характерные черты суицида как акта самоубийства, факторы, способствующие суицидальному поведению, а также специфические особенности суицидальной активности в подростковом возрасте. Материалы могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса и психологами, как в плане просвещения, так и для выдачи конкретных рекомендаций, подготовки выступлений, докладом, а в профилактической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе

    1. Понятие и сущность суицида

По официальной статистике каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 миллиона человек. По мнению судебных экспертов,  причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и так далее) на самом деле являются суициды [25].

Проблема  самоубийства возникла на заре человечества и формировала на протяжении веков противоречивые отношения к себе.

В русском языке самостоятельный  термин «самоубийство» появился в 1704 году в «Лексиконе треязычном», который был составлен наставником славяно-греко-латинской школы, редактором первой русской газеты и директором Московской типографии Федором Поликарповым-Орловым. В данной работе речь идет о конкретном термине. Понятия же, отражающие факт убийства самого себя, существовали задолго до возникновения этого слова [12, с.16].

Термин «суицид» впервые был  использован в книге Томаса Брауна «Религия врача», написанной в 1635 году и напечатанной в 1642 году. Однако, по данным отдельных авторов, этот термин появился уже в XII веке. Несмотря на то, что в 1651 году он уже был в Оксфордском словаре, на протяжении достаточно длительного времени (до середины XVIII в.) термин «суицид» практически не фигурировал в литературе [12, с.16].

Согласно определению ВОЗ (1982), «суицид — акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода». В докладе о состоянии здравоохранения в мире в 2001 году говорится, что «самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода», и что «самоубийство является сегодня одной из основных проблем общественного здравоохранения» [12, с.17].

Определение самоубийства, включающее важнейший критерий отграничения этого феномена от сходных с ним явлений, было дано уже в классическом труде французского социолога Э. Дюркгейма «Самоубийство». «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или посредственно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство — это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца».

Более простое и четкое определение дал современный суицидолог М. Фарбероу (1968): «Самоубийство — это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». Каждый из этих критериев представляется важным: наличие осознаваемого намерения и конкретных действий (бездействия), непосредственно приводящих к смерти, существенно ограничивает виды саморазрушающего поведения, могущего подорвать здоровье человека и даже привести к трагическому исходу. Предложенные автором критерии самоубийства — отправной пункт изучения и дифференциации любого рода аутоагрессивных (и более широко — аутодеструктивных) действий, как направленных на прекращение дальнейшей жизни, так и имеющих другие цели, отдельных поступков и поведения в целом [12, с.17].

Суицид  рассматривается как феномен  социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.

Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый парасуицид или псевдосуицид). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей [4, с. 25].

Поведение, обычно не приводящее к  немедленной смерти, но являющееся опасным и/или сокращающее жизнь (пьянство, курение, отказ от медицинской помощи при серьезных заболеваниях, нарочитое пренебрежение ПДД или техникой безопасности, экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки), при том, что совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен, называется саморазрушающим поведением. Некоторыми исследователями такое поведение выделяется в третий класс самоубийств — скрытый суицид [4, с.26].

Если самоубийство - это намеренное, осознанное, целенаправленное лишение себя жизни, тогда можно выделить внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Классификация суицидальных проявлений.

  1. Внутреннее суицидальное поведение:
  • антивитальные переживания (жалобы на невыносимость жизни);
  • пассивные суицидальные мысли (фантазии на тему своей смерти вообще);
  • суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства);
  • суицидальные намерения (присоединение к плану волевого компонента, готовность к самоубийству);
  • Пресуицид – состояние личности, обуславливающее повышенную, в отношении к условной «норме», вероятность совершения суицидального акта: острый и хронический.
  1. Внешние формы суицидального поведения:
  1. суицидальная попытка:
    • обратимая фаза;
    • необратимая фаза.
  2. завершенный суицид [30, с.36].

Суицид можно рассматривать  как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим мотивом. Суицидальные действия в большинстве случаев «обслуживают» иную вышестоящую потребность. Цель суицида и мотив деятельности, в состав которой он включен, не совпадают, а их соотношение составляет личностный смысл для субъекта. В области психопатологии иногда цель и мотив совпадают (например, так называемая суицидомания). Опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям.

На выбор способа самоубийства влияют:

  • длительность пресуицида;
  • истинность суицидального решения;
  • представление об опасности этих способов;
  • социально-культурные особенности;
  • психопатологическая симптоматика [26, с.33].

Иногда способы самоубийства вызывают серьезные соматические осложнения, а это или становится новым  травмирующим фактором (чаще всего), или  может остановить суицидента от рецидива.

Информация о работе Проблема самоубийств в подростковом возрасте