Проблема самоубийств в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности подросткового суицида.
Задачи:
1.Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
2.. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3.Рассмотреть особенности подросткового возраста
4.Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
5.Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе……………………………………………………………....6
1.1.Понятие и сущность суицида………………………………………….6
1.2.Особенности подросткового возраста……………………………….12
1.3.Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17
Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23
2.2. Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиографический список………………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Специалисты пытаются разобраться  в мотивах участившихся самоубийств  среди подростков в России.

Общей причиной суицида является социально-психологическая  дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда подростку кажется, что он исчерпал все свои силы и возможности повлиять на ситуацию [7, с.17].

Предпосылкой саморазрушительного  поведения и суицида в частности  является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и жизненной активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей  ситуации - недостаточное условие  для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности подростков, совершающих самоубийство. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей подросткового возраста, не позволяющих подросткам адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду [18, с.140].

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество. Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Одной из причин подросткового суицида является – состояние нравственности в обществе (немаловажную роль играют СМИ) [13, с.160].

Формирование  нравственности  подростка  во  многом  зависит  от  его  увлечений.  В частности,  наиболее  актуальным  в  последнее  время  стало  посещение  сети Интернет, однако  там  далеко  не  всегда  можно  найти  только  полезную  информацию.  Многие родители по  причине своей неосведомленности  не  обращают  внимание  на  сетевые ресурсы,  которые  посещает  их  ребенок. А тем временем,  в сети  распространяются различные «забавные»  статьи  на  темы,  например, «100  способов  покончить жизнь самоубийством», а также различные сайты,  пропагандирующие  самоубийство  как способ  избавления  от  проблем. Подросток,  ознакомившись  с  такими  произведениями (просто  ради  интереса)  отождествляет  себя  с  их  авторами («эффект  копирки»)  и начинает задумываться о том, что возможно ему тоже стоит уйти из жизни. Более того, на подобных сайтах существуют также и чаты, где подросток может познакомиться со своими единомышленниками, и, размышляя вместе с ними на тему суицида, укрепить свое  желание.  Таким образом,  развивается тенденция группового  подросткового самоубийства [29, с.113].

     Российское законодательство предусматривает ответственность за доведение до самоубийства. Статья 110 УК РФ обозначает основания ответственности за

такое  преступление:  это  угрозы, жестокое  обращение  или  систематическое  унижение человеческого  достоинства.  Как  видно,  под  вышеперечисленные  причины  проблема влияния Интернета на  динамику  самоубийств не подпадает. И  это  большой минус. В данном  случае  следует  ориентироваться  на  опыт зарубежных  стран,  в которых за размещение подобной  информации  в Интернете предусмотрена ответственность [29, с.114].

Социологи рассматривают самоубийство как  барометр социального напряжения. Психологи  интерпретируют его как реакцию  давления на личность. Однако и те, и  другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-то одной причины, из-за которой подросток лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида [21, с.156].

Всемирная организация здравоохранения  опубликовала данные, согласно которым  самоубийство является тринадцатой по счету причиной смертности на земном шаре.

Возрастной состав несовершеннолетних, совершивших самоубийство, распределен  следующим образом: 18,5% приходится на 10 – 14-летних, 81,5% - на 15 – 17-летних, достигая максимума в 16 – 19 лет.

Среди девушек наиболее часто суицидальные попытки отмечаются в период с 15 до 17 лет (36,1%), среди юношей – в 17 – 18 лет (40,0%) [15, с.146].

Попытки аутоагрессии у молодых  людей часто имеют оттенок  манипулятивности, и это больше выражено у девушек. Если среди несовершеннолетних, совершивших попытку самоубийства, девушек в 4 раза больше, чем юношей, то среди умерших от самоубийства уже лиц мужского пола больше в раза.

Основные  факторы, способствующие попыткам суицида у подростков:

      1. Безысходность. Подросток больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой он или эмоционально неустойчивый. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение.
      2. Семья. Семья - это одно из главнейших миров человека. Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. Многие попытки суицида рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между поколениями.
      3. Школа. Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией школы, с взаимоотношениями в классе. Это приводит к понижению общей самооценки подростков, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки и как результат.
      4. Проблемы взаимоотношений с противоположным полом. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Ведь у них нет еще опыта взрослых, что все проходит. Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение, коллег. По этой причине происходят «ситуативные самоубийства» - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
      5. Одиночество или отсутствие друга. У человека может быть уйма друзей и знакомых, но он может страдать от одиночества. Человек хочет, чтоб у него был один, «истинный», настоящий друг.
      6. Социальный фактор. Закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах.
      7. Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
      8. Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями [3, с.36].

Итак, в подростковом возрасте проблемы часто кажутся неподъемными, если с ними приходится справляться в одиночку. Важно внушить ребенку, что не стоит принимать скоропалительных решений, потому что «все непосильные ноши со временем станут не больше, чем просто прошлым». А пути решения проблем найдутся всегда, особенно если он не один и в любое время может найти у своих близких поддержку и понимание.

 

 

 

 

 

Глава 2 Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков

    1. Психодиагностический инструментарий для исследования суицидального риска

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе  дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в  чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей, психологов и работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто их не слушают.

Часто желания за и против суицида  настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным подростком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства [10, с.9].

Несмотря на разнообразие методов  диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений  пока невозможна, так как психологи  не могут охватить вниманием все  ситуации, которые могут спровоцировать суицид. Кроме того, личность человека, его психические состояния – это, во многом, тайна, загадка.

И все же необходимость решать эту  общественно значимую проблему всеми  доступными способами заставляет искать, прежде всего, диагностические пути, позволяющие, прежде всего, выявить  «группу риска возникновения суицидального поведения». Особенно важна такая работа в отношении молодых людей, подростков. Хайкина М.В. пишет: «Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь».

Обычно психологи включают в  диагностические батареи известные, хорошо зарекомендовавшие себя методики и тесты, позволяющие исследовать  глубинные тенденции и потребности  личности. Выбирают обычно проективные  методики, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), Тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях, тест «определение нравственности личности Басса», тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Часто исследователи предпочитают пиктограммы [30, с.55].

Кроме перечисленных методик психологи  и психотерапевты используют различного рода приемы и процедуры, позволяющие  проверить эффективность проведенной  психотерапевтической работы. Например, В. Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые в будущем на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком [30, с.55].

Необходимость решения скрининговых задач приводит к тому, что методики должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов. Хайкина М.В. предлагает свою диагностическую батарею, включающую опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка и метод незаконченных предложений. Опросник Г. Айзенка дает возможность выявить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности, то есть тех состояний, которые с большой вероятностью могут сопровождать потенциального и реального суицидента.

При обработке результатов по тесту Г. Айзенка имеются в виду следующие характеристики:

    • личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; 
    • фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;  
    • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;    
    • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Для подтверждения валидности созданного пакета методик Хайкина М.В. провела  сравнительное исследование группы девушек 16-17 лет, предпринявших 2-3 года назад попытку самоубийства, и девушек такого же возраста, не совершавших суицидальной попытки.

По результатам первого этапа  диагностики есть наибольшие различия между группами получены по шкалам тревожности. Это говорит о том, что суициденты характеризуются более низким порогом возникновения реакции тревоги, чем подростки из контрольной группы. По шкале фрустрации также были выявлены значимые различия. В группе суицидентов уровень фрустрации существенно выше. Таким образом, наиболее информативными показателями являются тревожность и фрустрация. В то же время, Хайкина М.В. отмечает, что данная модификация опросника не предоставляет возможностей для однозначного заключения о склонности к суициду [11, с.11].

Информация о работе Проблема самоубийств в подростковом возрасте