Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель: изучить особенности подросткового суицида.
Задачи:
1.Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
2.. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3.Рассмотреть особенности подросткового возраста
4.Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
5.Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе……………………………………………………………....6
1.1.Понятие и сущность суицида………………………………………….6
1.2.Особенности подросткового возраста……………………………….12
1.3.Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17
Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23
2.2. Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиографический список………………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………...44
3. Аналитический, когда конфликт не теряет своей актуальности, но суицидальные тенденции пропадают, поскольку ребенок испытывает раскаяние и ищет иные пути решения проблемы. Вероятность повторения возрастает, если другой путь разрешения конфликта не будет найден.
4. Суицидально-фиксированный, при котором конфликт остается острым, и суицидальные тенденции сохраняются, а отношение к суициду закрепляется как положительное [31, с.14].
При организации работы с несовершеннолетними, выжившими после самоубийства, необходимо помнить, что многие из них не хотели умирать и просто утратили способность общаться с миром. Для них суицид — это способ сообщить всем о глубине своего отчаяния.
При организации работы с родителями им необходимо объяснить, что попытку самоубийства надо расценивать как крик о помощи и, прежде всего, спокойно разобраться в проблемах подростка. Ни при каких обстоятельствах нельзя выгонять его из дома или отказывать в возможности высказаться.
Родители должны знать, что в противовес общепринятому мнению не нужно бояться помощи специалистов, ибо только во время психотерапевтической консультации возможно полное раскрытие испытываемых ребенком страданий и тревог. Желательно прибегнуть к семейной терапии (у психолога должен быть список специалистов, который родители могли бы получить на руки), когда поддержку получают все члены семьи: они высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Но иногда единственным выходом становится госпитализация суицидента в психиатрическую больницу, что приносит облегчение, как больному, так и его близким [24, с.205].
Спецификой подросткового суицида является то, что он оказывает сильнейшее влияние на две группы: родных и друзей несостоявшегося самоубийцы, жизнь которого протекает примерно одинаково по времени и интенсивности среди сверстников и в семье. При организации третичных профилактических мероприятий после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Как правило, друзья подростка-суицидента испытывают вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению Кристофера Лукаса и Генри Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы — это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию[24, с.215] .
Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении.
Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает его более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к специалисту [18, с.177].
Проблемой суицидального поведения несовершеннолетних занимаются также учреждения социальной защиты населения, управления здравоохранения, общественные организации. Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни [16, с.113].
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это
наиболее привычное
направление психопрофилактичес
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность [16, с.116].
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из
представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. (Недопустимо!!)
Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий [16, с.117].
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться
схожие формы и методы.
По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальна
Информация о работе Проблема самоубийств в подростковом возрасте