Проблема самоубийств в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности подросткового суицида.
Задачи:
1.Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
2.. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3.Рассмотреть особенности подросткового возраста
4.Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
5.Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе……………………………………………………………....6
1.1.Понятие и сущность суицида………………………………………….6
1.2.Особенности подросткового возраста……………………………….12
1.3.Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17
Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23
2.2. Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиографический список………………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  типов суицидального поведения. Тот или иной тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также ситуации, провоцирующей суицид.

  1.   Суицидальное поведение по типу «протеста» - предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, то есть тому, кто считается причиной суицидального акта: «Я вам мщу, вам будет хуже от моей смерти». Такая попытка предполагает стеничность, агрессию, работают механизмы переключения с гетероагрессии на аутоагрессию. Встречается чаще у мужчин молодого возраста (от 18 до 30 лет), мотивируется интерперсонально, конфликты чаще в жилищно-бытовой сфере и носят острый характер. Пресуицидальный период короткий, попытка совершается в виде самопорезов на глазах окружающих, причем до 80% случаев в состоянии алкогольного опьянения. Психическое состояние определяется как острая психопатическая реакция — истерическая или эксплозивная с аффектом обиды и гнева. Суицид чаще совершают лица, злоупотребляющие алкоголем или страдающие органическими заболеваниями ЦНС [16, с.23].
  2.   Суицидальное поведение по типу «призыва» - смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. Также встречается чаще у молодых людей от 18 до 30 лет, но преобладают женщины. Суицид обычно совершается в вечерние часы, чаще способом самоотравления. Возникает остро или подостро, психический статус суицидента определяется как реактивная депрессия с переживанием обиды, жалости к себе, отчаянием. Чаще встречается у психопатических личностей астено-депрессивного круга. Как и протестное, призывное суицидальное поведение обычно характерно для лиц с инфантильным личностным складом, которому присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость [16, с.24].
  3.   Суицидальное поведение по типу «избегания» - проявляется 
    в ситуациях угрозы наказания, а смысл суицида заключается в попытках избегания угрозы или при ожидании психического или физического страдания. Характерен для более старших возрастных групп, суицид совершают мужчины и женщины старше 30 лет — обычно инвалиды, разведенные и вдовые, чаще в трезвом состоянии в утренние часы путем самоповешения, самоотравления. Если алкоголь и принимается, то после решения о суициде. Пресуицидальный период более растянут во времени [16, с.24].
  4.   Суицидальное поведение по типу «самонаказания» - определяется переживаниями вины реальной, или это патологическое чувство вины. Самонаказание можно обозначить как протест во внутреннем плане личности при своеобразном расщеплении «Я», где есть «Я» подсудимый и «Я» судья. Среди суицидентов мало инвалидов, преобладают женщины с достаточно высоким образовательным и общественно-социальным уровнем, состоящие в браке. Суицид совершается чаще в утренние часы и совсем редко в опьянении. Пресуицидальный период длительный, а само самоубийство совершается жестоким способом [16, с.25].
  5. Суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни – здесь цель и мотивы деятельности полностью совпадают. Мотивом является отказ от существования, а целью является лишение себя жизни: «Я умираю, чтобы умереть». Этот тип суицида связан с потерей личностного смысла своего существования (например, в связи с потерей значимого близкого человека, в связи с тяжелым заболеванием, особенно неизлечимым) и невозможностью исполнять прежние, высоко значимые роли. Такой мотив, как отказ, часто характерен для весьма зрелых, глубоких личностей и может выражать не только отношение к лично невыносимой ситуации, но и философски пессимистическое отношение к миру в целом. Такой суицид чаще совершают мужчины старше 40 лет, в трезвом состоянии, в ранние утренние часы. Этот тип суицидального поведения наблюдается также при субдепрессиях, циклотимии, шубообразной шизофрении и у лиц с психопатиями астенического круга [16, с.25].

С.В. Бородин, А.С. Михлин, проанализировав  состояние самоубийств в 43 странах  мира за последние 15-20 лет, пришли к выводу, что в подавляющем большинстве этих стран наблюдается тенденция роста числа самоубийств и их уровня. Это особенно характерно для экономически развитых стран со значительным удельным весом городского населения, особенно для государств северной и центральной Европы. По данным авторов, уровень самоубийств выше в тех странах и среди тех слоев населения, где выше материальный уровень жизни.

Исходя из вышесказанного, можно  сделать вывод, что суицид является одной из основных проблем современного общества. С одной стороны, самоубийство – добровольный осознанный акт ухода из жизни, но с другой – это «крик о помощи», способ привлечь внимание окружающих людей к своим проблемам, стремление получить поддержку и помощь.  Самоубийство можно рассматривать как факт  возрастающей разобщенности людей.

 

    1. Особенности подросткового возраста

Подростковый  возраст (англ. teenage period, adolescence) — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX веке [5, с. 353].

Первый, кто обратил внимание на новое  социальное явление – подростковый период развития – Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет  каждый. Границы отрочества он определяет в 6 – 12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности.

В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. По Дж. Биррену подростковый период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Наиболее  адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами [22, с.15].

Ведущая деятельность (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри внутренней деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности [5, с.62]. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Психологические особенности  подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».

Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием [1, с. 215].

Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. 

Характерна для подростков полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость; повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении и желание уединиться; развязность в поведении и застенчивость; романтизм и цинизм, расчетливость; нежность, ласковость и жестокость [28, с.249].

Важнейшей особенностью личности в  подростковом возрасте является быстрое  развитие самосознания посредством  рефлексии подростка на себя и  других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я» [28, с.250].

Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь».

Особое значение в подростковом возрасте имеет внешность. Идентификация  с собой как с физическим телом  у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения - все это имеет чрезвычайное значение.

В то же время подросток пристально рассматривает себя природного в  зеркале. Идентификация с прежним  образом нарушается, и подросток испытывает неуверенность в себе. Даже самые обаятельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему, ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются [1, с. 241].

Одной из причин возрастной застенчивости  является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: в подростковом возрасте нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры. При этом взрослые не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии.

Многие подростки, подпадая под  зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически [1, с. 243].

Подростки достаточно легкомысленно  относятся к человеческим порокам  и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса [1, с. 245].

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии.

 Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих детей. В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности [1, с. 243].

Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.

 

    1. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте

Подростковый  возраст многими  взрослыми  людьми  вспоминается  как «самое беззаботное в жизни» время, однако у большинства именно в подростковом возрасте возникает множество проблем, которые, как им кажется, никто не понимает и не может помочь  в их  решении.  Конечно,  здесь стоит отдать  должное эмоциям,  однако,  подросток,  в отличие от  взрослого,  не  способен  контролировать их, а в некоторых случаях  подавлять,  что может  привести  к  весьма  печальным  последствиям,  особенно если ребенок по своей натуре замкнут. 

Одним из способов решения всех проблем  для подростка является суицид. Конечно,  к  такому  решению  приходит  не  каждый,  однако  существует  определенная «группа  риска»,  то  есть,  тех,  кто  склонен  к  совершению  самоубийства [6, с.26]. 

Информация о работе Проблема самоубийств в подростковом возрасте