Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования интеллектуальных умений школьников и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34
2. Проблемные ситуации
возникают при столкновении
3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Возможности управления процессом учения состоит в том, что проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ученика, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:
1) привлечь внимание ученика
к вопросу, задаче, учебному материалу,
возбудить у него
2) поставить его перед
таким познавательным
7
которого активизировало вы мыслительную деятельность;
3) помочь ему определить
в познавательной задаче, вопросе,
задании основную проблему и
наметить план поиска путей
выхода из возникшего
4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Способы создания проблемных ситуаций.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение учащихся
к теоретическому объяснению
явлений, фактов, внешнего несоответствия
между ними. Это вызывает поисковую
деятельность учеников и
2. Использование учебных
и жизненных ситуаций, возникающих
при выполнении учащимися
3. Постановка учебных
проблемных заданий на
4. Побуждения учащегося
к анализу фактов и явлений
действительности, порождающему противоречия
между житейскими
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся
к сравнению, сопоставлению
7. Побуждение учащихся
к предварительному обобщению
новых фактов. Учащиеся получают
задание рассмотреть некоторые
факты, явления, содержащиеся
в новом для них материале,
сравнить их с известными и
сделать самостоятельное
8. Ознакомление учащихся
с фактами, несущими как будто
бы необъяснимый характер и
приведшими в истории науки
к постановке научной проблемы.
Обычно эти факты и явления
как бы противоречат
9. Организация межпредметных
связей. Часто материал учебного
предмета не обеспечивает
8
повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Правила создания проблемных ситуаций.
1. Чтобы создать проблемную
ситуацию, перед учащимися следует
поставить такое практическое
или теоретическое задание,
2. Задание должно
3. Проблемное задание
дается до объяснения
4. Проблемными заданиями могут быть:
1) усвоение;
2) формулировка вопроса;
3) практические здания.
Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную проблемную
ситуацию учитель направляет
путем указания учащемуся
Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.
Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
1) Учитель сам ставит и решет проблему;
2) Учитель сам ставит
и решет проблему, привлекая учащихся
к формулировке проблемы, выдвижению
предположений, доказательству
3) Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
4) Учащиеся самостоятельно
ставят проблему и решают ее
без помощи учителя (но, как
правило, под его руководством)
На основе лингвистического определения: проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в
9
процессе обучения? Многие
учителя понятие «проблема» отождествляют
с понятием «вопрос» и «задача»,
проблему в обучении смешивают с
проблемой в
Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении.
Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».
Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Основные функции учебной проблемы:
1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема должна быть
доступной пониманию учащихся. Если
до учащихся не дошел смысл
задачи, дальнейшая работа над
ней бесполезна. Следовательно, проблема
должна быть сформулирована в
известных учащимся терминах, чтобы
все или, по крайней мере, большинство
учеников уяснили сущность
2. Вторым требованием
является посильность
3. Формулировка проблемы
должна заинтересовать
4. Немалую роль играет
естественность постановки
Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации
10
самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.
Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:
1) отделение (ограничение) известного от неизвестного,
2) локализация (ограничение) неизвестного,
3) определение возможных условий для успешного решения,
4) наличие в формулировке проблемы неопределенности.
Процесс решения учебной проблемы.
Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой формулировки. Процесс формулировки означает, что ученик уже понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит, «нащупывает» пути ее решения, то есть, составляет план решения, затем осуществляет план и «оглядывается назад» (изучение полученного решения).
Существует три вида решения
проблемы в зависимости от наличия
у решающего определенного
Первый вид решения. Сюда относится случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы.
Второй вид решения. Сюда относятся ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной из имеющихся схем.
Третий вид решения проблем заключается в том, что у человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.
Существенной чертой процесса
решения проблем является сбор информации
о признаках и свойствах
Логика решения учебной проблемы:
а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя выбор вариантов решения),
б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате «мысленного забегания вперед»);
11
в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы следствий, которые проверяются);
г) проверка решения проблемы
(сопоставление цели, требования задачи
и полученного результата, соответствие
теоретических выводов
д) повторение и анализ процесса решения.
Информация о работе Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника