Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования интеллектуальных умений школьников и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34
7.Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе./ Богоявленский, Д.Н., Менчинская Н.А. -М.,1959.
8.Воспитание ученика. Сборник программно-методических материалов. Сост.В.М.Коротов, Н.А.Лошкарева, В.Н.Зайцев..-М., 1990.
9.Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М.:Изд-во МГУ, 1985.
10. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям.-М., Роспедагентство, 1997.
11. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.:Знание, 1991.
12.Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика.- 1968.-№ 7.
13.Лернер, И.Я. Система методов обучения.-М.:Знание, 1976.
14.Лоповок, Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся.-М.:Просвещение, 1995.
15.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Педагогика, 1972.
16. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.-М.:Просвещение, 1977.
17. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.-М, 1989.
18.Оконь, В. Основы проблемного обучения.-М.:Просвещение, 1968.
19. Супрун, В.П. Избранные задачи повышенной сложности по математике:-Мн:Полымя, 1998.
20. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение, 1996.
33
Приложение.
Методика 1. Скорость протекания мыслительного процесса.
Ход выполнения задания.
Учащимся предъявляется написанная на плакате или доске таблица слов с пропущенными буквами. Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Учитель фиксирует время завершения работы каждым учеником.
Необходимый материал: секундомер, список слов с пропущенными буквами.
Список слов:
п – ро д – р – во п – л – а
г – ра з – м – к о – р – г
п – ле к – м – нь к – р – он
к – са с – р – й з – р – о
т – ло п – в – д в – с – ок
п – ля х – л – д с – г – об
в – ра п – с – к в – т – а
с – ла к – з – л п – д – ак
д – ма з – л – нь п – р – а
р - ка т – л – га б – л – он
з – о – ок с – я – о – ть
к – н – а к – с – а – ник
с – е – ло у – и – е – ль
к – ы – а а – е – ь – ин
т – а - а с – а – ц – я
к – у – ка ч – р – и – а
с – а – ка к – п – с – а
т – у – а с – а – о – ть
с – а – а с – е – о – а
п – е – а к – н – о - а
Методика 2. Способность к классификации. Найди лишнее слово.
Ход выполнения задания.
Учащимся предъявляется 10 рядов слов по 5 слов в каждом ряду. Их модно классифицировать различным образом. При правильном «раскладе» остается лишнее слово, которое не подходит к остальным четырем. Существует один, наиболее верный способ, все остальные варианты менее очевидны. Имеется качество или характеристика, которому удовлетворяют 4 слова, но не удовлетворяет одно, которое и должно быть изъято из ряда. Учащимся предлагается подчеркнуть это слово.
Необходимый материал: листок с рядами слов:
1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.
2. Смотреть, таращится, глядишь, наблюдаешь, моргать.
3. Дождь, снег, молния, град, изморозь.
34
4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.
5. Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.
6. Бук, ясень, ель, ива, клен.
7. Превосходный, поэтичный, величавый, грациозный, величественный.
8. Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер.
9. Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить.
10. Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.
35
Информация о работе Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника