Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Содержание

Глава I Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника………………………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения………………………………………….5
1.2. Организация проблемного обучения в средней школе…………………..21
Глава ΙΙ. Исследования и их анализ…………………………………………29
2.1. Методики исследования интеллектуальных умений школьников и анализ опытной работы……………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

УО (Автосохраненный).docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

Наблюдая работу коллективов, он видит то, что не замечал часто, проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика можно наблюдать в  моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.

Реализация проблемного  обучения поднимает очень важный вопрос, который сам по себе является проблемой: «какую подготовку должны пройти учителя, чтобы успешно справится  с такого рода обучением?»

Учитель должен владеть как  объяснительным, так и исследовательским 

26

методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать  скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

1. Тонко чувствовать проблемность  ситуации с которыми сталкиваются  учащиеся и уметь ставить перед  классом реальные учебные задачи  в понятной для детей форме?

2. Выполнять функцию координатора  и партнера. В ходе исследования  различных аспектов проблемы  помогать отдельным учащимся  и группам, избегая директивных  приемов

3. Стараться увлечь учащихся  проблемой и процессом ее глубокого  исследования, стимулировать творческое  мышление при помощи умело  поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость  к ошибкам учеников, допускаемых  или в попытках найти собственное  решение, предлагая свою помощь  или адресовать к нужным источникам  информации только в тех случаях,  когда учащийся начинает чувствовать  безнадежность своего поиска.

Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в какой-то мере свое значение. Это  лишь формально второй план, хотя и  идущий от ученика, несмотря на то, что  учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным  героем. От него зависит все то, что  происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а  также режиссера школьной сцены  он выполняет надлежащим образом  только тогда, когда умеет вызвать  в учениках силы и творческие возможности  и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.

Роль и место проблемного  обучения в учебном процессе.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать  ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать  особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в  характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Несомненно, не всякий материал может служить основой для  создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится  вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные, факты, даты и т.п. которые нельзя «открыть».

Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда  ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании  знаний и решении поисковых задач.

Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые  по сравнению с ранее изученным  теоретические и практические положения.

27

Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.

Проблемное обучение при  правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход  из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное  видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

Проблемное обучение вооружает  школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей  с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской  работе.

Учащиеся быстрее осмысливают  сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются  познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают  гипотезы и сами доказывают их.

Но проблемное обучение имеет  и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный  материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично –  требует больших затрат времени.

Условия применения проблемного  обучения.

Проблемное обучение целесообразно  применять когда:

1) Содержание учебного  материала содержит причинно-следственные  связи и зависимости, направлено  на формирование понятий, законов,  теорий.

2) Ученики подготовлены  к проблемному изучению темы.

3) Ученики решают задачи  на развитие самостоятельности  мышления, формирование исследовательских  умений, творческого подхода к  делу.

4) У учителя есть время  для проблемного изучения темы.

5) Учитель хорошо владеет  соответствующими методами обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Глава ΙΙ.

2.1. Методики исследования  интеллектуальных умений школьников  и анализ опытной работы.

Экспериментальная программа  была проверена в 9 классе.

В классе 28 учащихся, из них 15 мальчиков и 13 девочек. Физически и умственно все дети здоровы.

Преобладающее большинство  детей в классе – холерики. Отсюда их подвижность, энергия, шумливость, темперамент.

По способностям класс  средний, заниматься на «4» и «5»  могут большинство ребят.

Совсем нет желания  и интереса к учебе у Димы Л.

Саша С. и Дима Л. имеют  слабые способности, не сосредоточены, рассеяны на уроке, не успевают за классом. Требуют особого, постоянного контроля со стороны учителя и родителей.

Желание учиться у большинства  детей есть, и это радует.

Особую тревогу вызывают Саша С. и Дима Л., так как со стороны  родителей нет должного контроля за этими детьми, за их занятиями, за их учебой. Мальчики недисциплинированны, постоянно приходят с невыученными уроками.

В целом класс очень  активный, требует на уроках большой  нагрузки и постоянной занятости  в свободное время.

Для того, чтобы успешно  организовать исследовательскую работу, необходимо было изучить уровень интеллектуального развития учащихся. В курсовой работе больше внимания было уделено одному компоненту интеллектуального развития, а именно мышлению. Использовался ряд методик по изучению уровня развития умения мыслить, которые позволили нам получить первоначальный результат.

С целью установления индивидуальных особенностей скорости протекания мыслительного  процесса у учащихся была проведена  методика 1.

Методика 1. Скорость протекания мыслительного процесса.

Обработка данных.

На основе составления  результатов отдельных испытуемых со среднегрупповым делается вывод  о скорости протекания мыслительных процессов.

Результаты выполнения методики представлены в таблице 1.

Таблица 1.

№ Учащиеся Время Скорость протекания мыслительного процесса

низкая средняя высокая

1. Павел А. 19м.15с. 

2. Андрей Б. 14м.30с. 

3. Яна Б. 17м.10с. 

4. Рома Б. 17м.20с. 

5. Сережа Б. 14м.15с. 

29

6. Аня Г. 16м.45с. 

7. Игорь Г. 20м.10с. 

8. Костя Е. 14м.50с. 

9. Аня И. 17м.20с. 

10. Вова К. 17м.15с. 

11. Юля К. 14м.40с. 

12. Оксана К. 14м.10с. 

13. Ксения К. 17м.05с. 

14. Георгий К. 13м.50с. 

15. Надя К. 16м.45с. 

16. Маша К. 16м.40с. 

17. Катя Л. 17м.05с. 

18. Дима Л. 20м.15с. 

19. Оксана Л. 15м.40с. 

20. Сережа П. 16м.00с.

21. Оля Р. 16м.05с.

22. Саша С. 19м.55с. 

23. Марина С. 14м.20с. 

24. Сережа С. 16м.50с. 

25. Миша С. 16м.45с. 

26. Денис Ф. 20м.30с. 

27. Женя Ф. 15м.15с. 

28. Аня Ч. 16м.35с. 

Среднегрупповое время 16м.41с.

Как видно из таблицы, у 25% учащихся высокая скорость протекания мыслительного процесса, у 18% - низкая и у 57% - средняя.

 

 

Методика 2. Способность к классификации. Найди лишнее слово.

Обработка данных.

Подчеркивается число  правильно выделенных слов. Доля верно  выделенных слов в процентах показывает уровень развития у ученика способности  к классификации.

Результаты выполнения методики представлены в таблице 4.

Таблица 2.

№ Учащиеся Показатель, % Уровень  развития способности к классификации

низкий средний высокий

1. Павел А. 80 +

2. Андрей Б. 90 +

3. Яна Б. 90 +

4. Рома Б. 100 +

5. Сережа Б. 100 +

6. Аня Г. 70 +

30

7. Игорь Г. 60 +

8. Костя Е. 80 +

9. Аня И. 80 +

10. Вова К. 80 +

11. Юля К. 90 +

12. Оксана К. 90 +

13. Ксения К. 90 +

14. Георгий К. 100 +

15. Надя К. 80 +

16. Маша К. 70 +

17. Катя Л. 60 +

18. Дима Л. 60 +

19. Оксана Л. 100 +

20. Сережа П. 70 +

21. Эля Р. 80 +

22. Саша С. 40 +

23. Марина С. 100 +

24. Сережа С. 80 +

25. Миша С. 90 +

26. Денис Ф. 50 +

27. Женя Ф. 70 +

28. Аня Ч. 80 +

Из таблицы видно, что  из всего класса 39% учащихся имеют  высокий уровень развития способности, 19% - низкий и 42% - средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Заключение.

  1. Рассматривая проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующих нас вопросам. В нашей работе мы опирались на труды Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова и других авторов.
  2. Исходя из анализа литературы, раскрыли сущность проблемного обучения и интеллектуального развития. Рассмотрели возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, пришли к выводу, что проблемное обучение – фактор интеллектуального развития школьников.
  3. Была разработана система уроков с элементами проблемного обучения и составлена подборка проблемных заданий.
  4. Кроме обучающей серии, наш эксперимент состоял из констатирующей и контрольной серий. Для их проведения были отобраны методики исследования интеллектуальных умений, определяющие уровень интеллектуального развития.
  5. Разработанные уроки и опытная работа были проведены в Бережновской средней школе Столинского района Брестской области. Результаты проведенного исследования показали эффективность разработанной системы уроков и составленной подборки задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

Список литературы.

1. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения.-М.:Знание, 1987.

2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.:Просвещение, 1985.

3.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.:Просвещение, 1982.

4.Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.-Ростов-на-Дону, 1970.

5.Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.-М., 1981.

6.Богданова, Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.-М.:Роспедагентство, 1994.

Информация о работе Проблемное обучение, как способ активации мыслительной деятельности школьника