Профессиональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Практика показывает, что люди неуспешные и мотивированные на избегание неудач не находят или мало находят самостоятельно такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Перестраивая деятельность через создание ситуации успеха, можно обеспечить изменение внутриличностной мотивации, что будет способствовать определенной перестройке на уровне личности. Такая личность сама способна включиться в деятельность, стремясь добиться успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

Зависимость мотивации достижения успеха от черт характера.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

После проведенного анализа понятий "мотивация" и "мотив" необходимо сказать о  соотношении этих понятий.

Существуют  различные классификации мотивов. В рамках одной из них выделяют социальные мотивы, к числу которых  относятся мотив власти, аффилиации, уважения, а также мотивы достижения успеха и избегания неудач. От уровня актуализации мотива достижения успеха зависит эффективность человека практически во всех областях жизнедеятельности.

Как уже отмечалось, ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи.

Доминирующие  мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт. Каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. Преобладание мотива достижения успеха или избегания неудачи определяет некоторые личностные особенности человека. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением. [3, стр. 22]

Преобладание  той или иной мотивационной тенденции  всегда сопровождается выбором трудности цели.

Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней  или чуть выше средней трудности. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных  велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. При преобладании у человека мотивации избежания неудачи, он предпочитает задачи, наиболее легкие или наиболее трудные, которые практически невыполнимы. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи.

Мотивированные  на неудачу в случае простых и  хорошо отработанных навыков действуют  быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Люди, ориентированные на неудачи нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Согласно  Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на "большой цели", они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избежания неудачи. В то время, как, стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. [5, стр. 15]

Уровень самооценки в значительной степени связан с  удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание  жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

Люди, обладающие таким качеством личности, как  ответственность, чаще предпочитают иметь  дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени сложности, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и зависящими от них людьми, что соответствует выбору людей, мотивированных на достижение успеха. Как правило, такие люди обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний - тем практическим результатом, которого субъект рассчитывает достичь в работе.

Большое количество ученых занимались проблемой мотивации личности. Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить, прежде всего, А.Ф.Лазурского,  Н.Н.Ланге, А.А.Ухтомского , Л.С.Выготского. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н.Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность. Большой вклад в развитие идей мотивации человека внес А.Н.Леонтьев. Большое количество монографий посвящено проблеме мотивации и мотивов: В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, В.С.Мерлин, П.В.Симонов, Д.Н.Узнадзе, П.М.Якобсон, Е.П.Ильин и т.д.

Существует  достаточное количество методик, с помощью которых можно выделить преобладающий тип мотивации, но мы для своей работы выбрали методику А.А. Реана, т.к. с ее помощью можно более полно рассмотреть мотивационные особенности  характера, также подходит нам эта методика по возрастным критериям.

Итак, в теоретической  части данной работы мы рассмотрели  подходы к определению понятий  мотив и мотивация, основные подходы  к исследованию мотивации достижения, сравнили личностные особенности людей  с мотивом достижения и мотивом избегания неудач.

Вывод к главе 1

 

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Ведущие мотивы поведения  со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи.

Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик  личности, отражающихся на особенностях других личностных черт. Каждый отдельный  человек имеет доминирующую тенденцию  руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. Преобладание мотива достижения успеха или избегания неудачи определяет некоторые личностные особенности человека. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Важным является то, что мотивация является основой  любой деятельности, т.к. именно в  ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. В нашей работе мы рассматрели мотивацию как процесс побуждения к деятельности определенным мотивом для достижения поставленной цели.

В данной работе мы подробно рассмотрели трактовку  мотива как потребности, как предмет  удовлетворения потребности, как побуждение, как намерение, как личностные диспозиции.

Наиболее  универсальным на наш взгляд является представление о мотиве как сложном  психологическом образовании, включающим в себя и потребность, и идеальную  цель, и побуждение, и намерение.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование

взаимосвязи     мотивационной  сферы  личности  и  темперамента.

 

    1. Описание эмпирической программы

 

Цель  исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь мотивационной  сферы  личности  и  темперамента.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу, изучающую теоретические основы  этой проблемы;

2. Сравнить личностные  особенности людей с мотивом  достижения успеха и избегания  неудач;

3. Определить взаимосвязь  мотивационной сферы личности от темперамента.

Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между мотивационной сферой личности и темпераментом.

Исследование взаимосвязи мотивации достижения успеха от темперамента проводилось методом тестирования, в рамках которого применялись две методики:

  1. Тест на темперамент  Г.Айзенка. Тест позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости.
  2. Методика «Мотивация достижения успеха боязнь неудач» А.А.Реана. Методика предназначена для диагностики преобладающего типа мотивации личности.

Исследование проводилось  в первичном трудовом коллективе ООО ВЦ «БАЛАНС» из всего коллектива были отобрано 20 человек. Возрастной состав членов коллектива: от 30 до 40 лет. Образование:  высшее. Профессии: Начальники отделов, менеджеры, бухгалтера, программист.

Для проверки выдвинутой гипотезы был  применен метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики:

1. Тест на темперамент Г.Айзенка.

2. Методика «Мотивация достижения успеха боязнь неудач» А.А.Реана.

Тест на темперамент  Г.Айзенка позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Вообще тест Айзенка на темперамент является, пожалуй, классическим тестом на определение темперамента и одним из самых значимых в современной психологии.  
Пройдя этот тест, человек сможет лучше познать свое собственное Я. Понять, свой собственный характер и сможет занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет  комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе.

Методика «Мотивация достижения успеха боязнь неудач» А.А.Реана. Этот опросник помогает выявить мотивационные особенности характера. Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер.   При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

 

    1. Описание результатов исследования

Проведя анализ результатов  исследования по опроснику Айзенка мы установили следующее.

Типы темперамента

   

При определении типов  темперамента, выяснилось, что в  коллективе присутствуют все виды темпераментов, им соответствуют следующие черты характера. Флегматиков 10% - они медлительны, невозмутимы, имеют устойчивые стремления и настроение, внешне скупы на проявление эмоций и чувств. Они проявляют упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе они производительны, компенсируя свою медлительность прилежанием.  Меланхоликов 30% - эти люди легко ранимы, склонны к постоянному переживанию различных событий, они мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания они не могут сдерживать усилием воли, они повышенно впечатлительны, легко эмоционально ранимы. Эти черты эмоциональной слабости. Сангвиников 30% - живые, горячие, подвижные люди, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Они очень продуктивны в работе, когда им интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, они относятся к ней безразлично, им становится скучно. Холериков 30% -  эти люди быстрые, страстные, порывистые, однако совершенно неуравновешенные, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемые. У них нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

 

После  проведения методики А.А.Реана мы получили следующие данные:

Информация о работе Профессиональное выгорание