Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:46, дипломная работа
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие «профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
1.2 Виды социального окружения
1.3 Отношения между типами личности и окружения
1.4 Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
1.5 Мотивы профессионального самоопределения молодежи
1.5.1 Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
1.5.2 Мотивационная сфера профессионального самоопределения
1.5.3 Мотивы обучения и профессионального развития
1.6 Готовность студентов к профессиональной деятельности
1.7 Основные характеристики личностного развития
1.8 Динамика ценностных ориентаций молодежи
Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования)
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Мотивы профессионального самоопределения
2.2.2 Мотивы обучения и профессионального развития
2.2.4 Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития
2.2.5 Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Дипломная работа
на тему:
«Профессиональное и психологическое развитие личности студентов»
Содержание
Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие «профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
1.2 Виды социального окружения
1.3 Отношения
между типами личности и
1.4 Основные
характеристики
1.5 Мотивы профессионального самоопределения молодежи
1.5.1 Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
1.5.2 Мотивационная сфера
профессионального
1.5.3 Мотивы обучения и профессионального развития
1.6 Готовность студентов
к профессиональной
1.7 Основные характеристики личностного развития
1.8 Динамика ценностных ориентаций молодежи
Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования)
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Мотивы профессионального самоопределения
2.2.2 Мотивы обучения и профессионального развития
2.2.4 Взаимосвязь и взаимовлияние
профессионального и
2.2.5 Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Введение
Одной из наиболее ярких и значимых характеристик российского общества начала XXI века является Стремительные и, зачастую, не предсказуемые изменения в политической, экономической, социальной, культурной и др. сферах его жизни. Эти изменения столь стремительны, что уже сегодня наши современники и прежде всего молодежь, как наименее защищенный, адаптированный и подготовленный к глобальным потрясениям слой общества, оказались в своего рода социо-культурном вакууме, когда прежние социальные ориентиры, ценности и идеалы утратили свою значимость, а новые еще не найдены. Сложившаяся ситуация сопровождается значительным увеличением тяжелых личностных кризисов в среде молодежи, связанных с проблемами их самоопределения, самовыражения и самореализации. В последнее время, в различные службы социальной и психологической помощи все чаще и чаще обращаются молодые люди с проблемами бессмысленности собственного существования, отсутствия личных интересов и значимых жизненных целей, утраты интереса и ценности собственной жизни. Согласно закрытой информации РАТЭПП (Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи), в последние годы увеличилось количество самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи. Этот процесс в значительной мере усугубляется тем, что социальные институты, ответственные за процесс социализации молодых граждан (прежде всего семья, средняя и высшая школа, различные службы социальной и психологической поддержки и сопровождения), не успевают адаптировать стратегии своей работы к постоянно изменяющимся требованиям новой социальной реальности и перестали соответствовать запросам и актуальным потребностям современных россиян.
Казалось бы, сложившаяся ситуация должна обратить внимание психологов на остроту и актуальность данной проблемы и сделать ее исследование приоритетным направлением в современной психологии, с целью поиска путей ее разрешения. Однако анализ современной психологической литературы и периодики показал, что рассматриваемая проблема в отечественной психологии практически не освещена. Имеющиеся же на данный момент многочисленные исследования Мотивов, ценностных ориентаций, жизненных стратегий - социализации молодежи в социологии, педагогике и других смежных науках решают иные, узконаправленные задачи: расширение и повышение эффективности профориентационной работы, оптимизация учебного процесса, повышение престижности той или иной специальности или статуса своего ВУЗа и т.П., но они не приближают нас к пониманию проблем и потребностей современного студенчества. Именно поэтому, по-нашему мнению, социальные институты, в частности высшая школа, оказались оторванными от актуальных потребностей и реальных проблем современного студента, а он (студент) остался Один-на-Один со своими проблемами.
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Представить обзор имеющихся на данный момент психологических и социологических исследований данной проблематики;
- диагностика личностных характеристик испытуемых;
- Исследование социально-
- исследовать факторы,
обусловливающие выбор
- исследовать мотивы обучения и профессионального развития;
- Исследовать степень реалистичности послевузовских ожиданий современных студентов и мотивы их профессиональной деятельности;
- Установить взаимосвязь
и взаимовлияния
- определить специфические трудности в профессиональном самоопределении, обучении и профессиональном развитии студентов;
- отследить динамику трудностей профессионального и личностного развития современной молодежи на протяжении их обучения в ВУЗе.
В соответствие поставленной цели, нами было выдвинуто две гипотезы:
1)Студенты, приобретающие разные специальности, в процессе профессионального и психологического развития сталкиваются с трудностями различного характера.
2) Специфика и динамика
трудностей профессионального
Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие
«профессиональный тип
основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
В общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию до уровня профессионализма. Личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются профессиональными. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности субъекта труда оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой — само развитие личности происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности. В науке накоплено немало фактов, свидетельствующих, что профессиональная деятельность, выполняемая субъектами труда, обязательно приводит к известному сходству их личностных черт и качеств, однонаправлено влияет на систему отношений личности, ее установки, интересы, нормы регуляции поведения и даже в известной степени — на ее образ жизни. Эти данные привели к обоснованию категории «профессиональный тип личности». Поэтому предмет нашего исследования находится в предметном поле психологического феномена «профессионального типа личности». Отмеченные моменты позволяют пояснить предлагаемый подход к проблеме формирования и развития субъекта труда до уровня профессионала [16].
Термин «профессиональный тип личности» был предложен американским профессором Дж.Холландом в рамках разработанной им и получившей широкое распространение теории профессионального выбора. Согласно Холланду, в западной культуре большинство людей могут быть отнесерны к одному из 6 профессиональных типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу) [46].
Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для Описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей.
Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультурное влияние, физическое окружение и т.д. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует [46].
1.2 Виды социального окружения
Кроме профессиональных типов личности, Холланд выделил 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.
В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-типа, чем, например, Р-типа.
В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам.
Таким образом, люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли. Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип, ищет, соответственно, социальное и т.д. Аналогично и соответствующее окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.
Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов шести типов. Другой составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы [46].
1.3 Отношения между типами личности и окружения
Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной, дифференцированной и конгруэнтной.
Понятие «однородность»
Данное понятие
применяется как к типам
Понятие «дифференцированность»
Некоторые личности или окружения более “чистые”, т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в равной степени. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях, рассматриваются как слабо дифференцированные.
Понятие «Конгруэнтность»
Наибольший интерес для нашего исследования представляет положение теории Холланда о том, что поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения. Если известны типологические особенности личности и характеристики его окружения, можно высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.
Это положение
зафиксировано в понятии «
1.4 Основные характеристики профессионального развития
современной молодежи
Акмеологическая концепция профессионального развития
Предлагаемая концепции профессионального развития имеет две плоскости представления данной системы взглядов: содержательную и структурно-процессуальную, которая включает две подсистемы: Профессионализм деятельности и профессионализм личности [16].
Содержательная компонента профессионального развития
Содержательно профессиональное развитие рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности. Признаками субъектности, в данном случае, являются следующие «параметры активности» человека: 1) активная ориентировка (в новой ситуации, материале); 2) осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути); 3) инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение; 4) интенсивная включенность в деятельность; 5) стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приемами саморегуляции; 6) осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии; 7) постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление; 8) стремление к самореализации и творческому созиданию; 9) интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других.
Информация о работе Профессиональное и психологическое развитие личности студентов