Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

3.         Понятие зависимости. Зависимость - способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости.

Цель: дать объективную информацию о действии психоактивных веществ, понимание и осмысление проблем  зависимостей молодежью.

Начало работы - обмен  чувствами (цель - вхождение в атмосферу  группы)

Работа по теме - Мой друг - наркоман.

Цель: ознакомление с объективной  информацией о действии психоактивных  веществ.

Ведущий просит принять участие  в сценке двух добровольцев. Одному из них предлагается сыграть роль наркомана, а другому - его друга, не употребляющего наркотики.

Задачи одного - уговорить  другого попробовать наркотик. Задачи последнего - найти возможность отказаться любыми доступными ему способами.

Причины употребления ПАВ - мозговой штурм

Ведущий предлагает участникам разбиться на две команды. Каждая из команд методом мозгового штурма разрабатывает плакат "Причины  употребления ПАВ" и представляет его группе. Полученные результаты обсуждаются. Ведущий влетает в  контекст игры достоверную информацию о ПВА. Ведущий своим примером задает тон открытого, серьезного обсуждения данной проблемы.

Примерные варианты ответов  могут выглядеть так: "Человек  употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

снимать барьеры в общении;

удовлетворять свое любопытство;

снимать напряжение и стресс;

приобретать новый опыт;

Обобщая ответы, ведущий  называет наиболее типичные причины, по которым подростки становятся наркоманами:

Любопытство (возможность  испытать новые ощущения).

Давление группы, отсутствие навыка отказа, попытка установить дружеские отношения со сверстниками (за компанию, модно).

Попытка решить семейные и/или  школьные проблемы (назло родителям).

Способ привлечения к  себе внимания

Скука, неумение интересно  проводить свободное время.

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются  с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь  того же эффекта.

Ведущий просит привести примеры  замены употребления наркотиков и алкоголя другими, более легальными и менее  вредными способами.

К примеру, человек употребляет  алкоголь, чтобы снять психическое  напряжение. Этого же можно достичь  при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, общения  с друзьями и т.п. Но во всех случаях  человек сам решает, употреблять  ему наркотики или нет.

Особый акцент делается на том, что до 60% попробовавших наркотики  из любопытства становятся наркозависимыми.

Предоставление объективной  информации о зависимостях и их последствиях.

Обмен чувствами.

Завершение работы - Обмен  впечатлениями

4.         Стресс и жизненные трудности. Стресс - преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом. Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.

Цель: знакомство с понятием "стресс", "стресс-преодолевающее поведение". Обучение способам эффективного разрешения проблем.

Начало работы - 10 минут

Что такое стресс? - информационное вступление.

Разминка - Если бы ты был  хиппи, на твоей футболке было бы написано - 5 минут

Участники бросают мяч  по кругу со словами: Если бы ты был  хиппи, на твоей футболке было бы написано..." (и добавляют надпись, которая, по их мнению, подходит этому человеку.) Участник, которому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он надеть футболку. Игра проводится до тех пор, пока каждый из участников не получит футболку с надписью.

Упражнение направлено на дальнейшее сплочение, развитие эмпатии, разрядку.

Работа по теме - Пять моих главных стрессоров - 40 минут

Необходимо написать на листе  бумаги 5 основных стрессовых событий  за последнее время. Кроме того, нужно  подумать и записать ответы на следующие  вопросы:

Являются ли эти события  жизненно важными или это обычные  неприятности?

Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается?

Оно поддается контролю или  нет?

Работа по теме - Список проблем.- 25 минут

Цель: отработка навыков  оценки ситуации

Участникам дается инструкция написать на листе бумаги список проблем. Кроме того, ведущий просит их подумать и записать ответы на следующие вопросы:

Какую из этих проблем вы считаете необходимым разрешить  в первую очередь?

Чего вы хотите добиться в результате?

После того как эта часть  задания была выполнена, ведущий  организует дискуссию на эту тему. Затем он просит каждого участника  написать: "Личный план решения проблемы"

Ведущий говорит участникам, что проблемы, прежде всего, необходимо поверить в то, что выход из данной ситуации может быть найден. Жизненные  проблемы не всегда связаны с угрозой  жизни человека. Чаще всего они  являются нормальной ситуацией, несущей  в себе изменения. Для составления  личного плана участникам предлагается схема "Шаги составления личного  плана".

Ватман со схемой "Шаги составления личного плана" подготавливается заранее.

Шаги составления личного  плана разрешения проблем

Определите, действительно  ли данная ситуация является проблемной.

Подумайте, какая вам нужна  информация или средства для решения  проблемы. Соберите дополнительные сведения. Выберите самое главное.

Определите обстоятельства и факторы, мешающие разрешению ситуации.

Поставьте желаемую цель.

Запишите на листе бумаги все возможные варианты решения  проблемы. Пишите любые самые нелепые  варианты, приходящие вам в голову, не старясь оценить, правильные они  или нет, и не принимая окончательного решения.

Примите решение.

Изучите последствия принятия решения: что мне это даст? Будет  ли проблема полностью решена? Какие  положительные последствия возникнут? Какие отрицательные последствия  возникнут? Как я смогу себя наградить  в случае решения проблемы?

Из всех вариантов решения  проблемы выбирается тот, который полностью  способен разрешить ситуацию и увеличить  положительные последствия.

Упражнение направлено на осознание собственных установок, резервов и возможностей разрешения проблем.

Завершение работы - Обмен  чувствами- 10 минут

5.         Социальная реклама о вреде алкоголя, наркотиков

Просмотр, обсуждение "необходимость  профилактики употребления ПАВ путем  СМИ";

Создание антирекламы  ПАВ.

Обмен впечатлениями.

6.         Общение. Разрешение конфликтных ситуаций. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать поддержку.

Цель: Формирование навыков  коммуникативной компетенции, оказывать  поддержку в случае употребления ПАВ знакомым, друзьям.

Начало работы. Цель: Создание рабочей атмосферы в группе

Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий. Информационное вступление на тему "Что такое  общение?" -

Работа по теме занятия. Мозговой штурм на тему "Возможные способы  общения" -

Цель: Осознание разных способов общения. Общение при случае употребления ПАВ друзьями, знакомыми.

Работа по теме - Ролевые  модели поведения -

Цель: осознание возможных  проблем в общении, отработка  навыков эффективного общения, отработка  навыков эффективного общения.

Упражнение "Ориентация в  проблеме при помощи активного слушания".

Участники делятся на пары. Первые номера в паре заявляют о  своей проблеме. Задача вторых номеров - разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Затем участники меняются ролями. Ведущий называет номера приемов, которыми следует воспользоваться. Проблемы называют сами участники. При возникновении  сложностей ведущий может им предложить подготовленные заранее варианты проблем.

Завершение проблемы - Переключатели

Участники становятся в произвольном порядке. На счет ведущего "три" все  должны подпрыгнуть и повернуться  на 90 градусов в какую-либо сторону. Задача участников - стараться повернуться  в одну и ту же сторону.

Упражнение на внимательность, помогает научиться вставать на позицию  другого человека, учит согласованности  действий, помогает снять напряжение.

7.         Зависимость. Развитие представлений и понимание сложности данного явления.

Цель: сформировать собственное  отношение к алкоголизму и  наркомании.

Начало работы - Итог прошлых  занятий, обмен чувствами

Работа по теме - Зависимость  и созависимость

Более глубокое понимание  понятия созависимости. Памятка  созависимости.

Мифы о ПАВ

Разминка Имя-движение- 10 минут

Участники садятся в круг. Каждый по очереди произносит свое имя и совершает при этом какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся  группа хором повторяет его имя  и сделанное движение. Затем то же самое делает следующий участник...вся  группа

Работа по теме - Суд над  зависимостью- 20 минут

Подкрепление знаний, полученных ранее, попытка прочувствовать их образно.

Ведущий просит всю группу поучаствовать в судебном процессе над зависимостью от ПАВ. Он вызывает добровольца на роль судьи. Остальные  участники делятся на защитников и обвинителей.

В роли зависимости выступает  сам ведущий. Задача группы - совместимыми усилиями решить, виновна ли зависимость  в гибели людей? Для этого они  должны собрать достоверную информацию и предоставить факты.

Для выполнения задания участники  придерживаются следующей схемы:

Команды адвокатов и обвинителей  составляют коллективное определение  зависимости методом мозгового  штурма и изображают его на листе  бумаги в образной форме.

Каждая из сторон на ватмане  записывает факты, подтверждающие виновность или невиновность зависимости.

Затем дело вносится на рассмотрение в суда.

В заключение игры все "снимают" с себя роли, проводится обсуждение.

Делается обобщение.

Обмен впечатлениями

8.         Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию

Цель: выработать навыки защиты собственных границ, умение отстаивать собственную позицию, противостоять  соблазну употребления ПАВ.

Начало работы - Обмен  чувствами, настроением.

Инструкция участникам: "Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться  к жизни в обществе, и ощущаем  его давление. Это давление со стороны  окружающих сохраняется в течение  всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при  поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: необходимо налаживать отношения с  товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых  значимых взрослых. Они стремятся  попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы поговорим  сегодня о способах самозащиты в  подобных случаях".

Работа по теме - Границы  моей личности - осознание собственных  границ - 20 минут

Участникам дается задание  нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь образа, дать этому  образу название, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

Где проходит граница моего  личного пространства?

Имеет ли кто-нибудь право  нарушать эту границу?

Кого я могу пустить  на более близкое расстояние в  моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание  психологических границ.

Ролевая игра "Дискотека" - осознание собственной роли в  ситуациях давления группы

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и веселятся.

Ситуация 1

К каждому по очереди подходит торговец с наркотиками и предлагает "взбодриться". Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить  любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку  травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут  с ним дружить, или угрожают физической расправой.

Обсуждение.

Обмен чувствами

Завершение работы - Обмен  чувствами

9.         Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных ценностей.

Цель: Формирование активной жизненной позиции, умения планировать  будущую жизнь и добиваться успеха. Формирование и развитие навыков  изменения себя.

Начало работы - обмен  чувствами- 5 минут

Разминка - Роза и чертополох

Разрядка

Каждый участник берет  два предмета, один будет "розой", то есть качеством, которое принимается  в участнике, другой - "чертополохом", то есть качеством, которое желательно изменить. Один участник подходит к  другому члену группы и говорит  фразу: Я дарю тебе розу за то, что  ты..." и "...чертополох за то, что  ты...". Участник, получивший подарки, дарит их следующему по той же схеме.

Работа по теме занятия - Ценности - осознание смысла жизни  и личностных ценностей - 20 минут

Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что  для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким  образом, чтобы самое ценное оказалось  на самом последнем листочке. Ведущий  предлагает представить себе, что  случилось что-то страшное и из жизни  исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и  отложить бумажку и осознать, как  теперь без этого живется. Затем  то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз  предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников