Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что при  оценке склонности к алкогольной  и наркотической зависимостям, ответы респондентов были интерпретированы по признакам склонности и вероятности  зависимого поведения.

Итак, мы выявили следующее (склонность к алкогольной зависимости):

− у 13 респондентов не было выявлено признаков склонности к  зависимому поведению, хотя показатели нескольких респондентов с данным уровнем  склонности к зависимому поведению  незначительно отличаются от следующей  группы респондентов (разница в баллах невелика, приближенна - 4 человека). Результаты данной группы говорят об отсутствии рисков по отношению к началу употребления ПАВ, в то же время необходимо в качестве профилактики информирование и закрепление навыков противостояния зависимостям;

− у 4-х присутствуют признаки тенденции употребления ПАВ, т.е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность  развития зависимого поведения. В данном случае мы можем говорить о вероятности  периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения  зависимости;

− аналогично, т.е. четверо  опрашиваемых - с признаками повышенной склонности к зависимому поведению, т.е. эта группа респондентов характеризуется  более высокой вероятностью, чем  предыдущие опрашиваемые, к возникновению  зависимости от ПАВ. Мы можем отметить данную группу респондентов, как стремящихся  попробовать, имеющих недостоверную  информацию и неправильное представление  о влиянии ПАВ. С выделенной группой  необходимо не только информирование, но и более детальная работа над  формирование навыков противостояния данному явлению;

− также отметим, что в  рамках данного исследования (опроса "Склонность к зависимому поведению") самым высоким уровнем склонности к употреблению ПАВ не был отмечен  ни один респондент - 0%. В данном случае следует отметить отсутствие самой  зависимости и соответствующих  рисках, которые бы имели место  в случае употребления кем-либо из респондентов.

Таблица 6

Уровень склонности к зависимому поведению

Количество респондентов

Наркотическая

Алкогольная

Невысокие признаки (не выявленные)

12

13

Признаки тенденции

2

4

Признаки повышенной склонности

6

4

Признаки высокой вероятности

1

0


Характеризуя склонность к наркотической зависимости, выделим  следующее (данная шкала характеризует  также склонность к зависимому поведению - в общем):

− как и в случае с  алкогольной, склонность к наркотической  зависимости не выявлена у большинства  респондентов (12 респондентов - при  выявлении наркотической зависимости), т.е. более половины опрашиваемых имеет  малый по сравнению с другими  респондентами риск к возникновению  зависимости.

С данной группой работа по профилактике должна строиться на основе закреплении информации, собственной  позиции по отношению к ПАВ;

− 2 респондента имеют  признаки тенденции, т.е. выраженные признаки склонности к зависимому поведению; здесь следует отметить, что еще  двое опрашиваемых имеют очень близкие  данным показателям баллы (которые  ранее были отнесены к невысокому уровню вероятности зависимого поведения).

В данном случае мы можем  говорить о вероятности периодического употреблении наркотических средств, увеличивающей риск возникновения  зависимости;

− также отметим респондентов, имеющих признаки повышенной склонности к употреблению ПАВ - 6 опрашиваемых, признаки предрасположенности к  зависимостям, требующих повышенного  внимания. Т.е. в данном случае профилактика должна быть нацелена на выработку  навыков противостояния, преодолевающего  поведения при возникновении  риска встреч с ПАВ;

− в отличие от алкогольной  зависимости, при выявлении которой  ни один респондент не был отмечен  с признаком высокой вероятности  к зависимому поведению, при выявлении  наркотической - 1 респондент.

Данный респондент находится  в группе риска, так как вероятность  возникновения наркотической болезни  высока. Здесь необходимо работать с зависимостью данного респондента, если она имеет место, поставить  в известность специалистов, способных  принять определенные действия в  отношении к данной ситуации.

Так как этот раздел (вероятность  возникновения наркотической зависимости) характеризует склонность к зависимости  вообще, мы можем сделать вывод  о наличии склонности к аддиктивному поведению, в частности употреблению ПАВ (с учетом признаков тенденций, повышенной склонности, высокой вероятности - 9 респондентов). Еще раз отметим  выявленные у респондентов пограничные  тенденции (2 респондента - между невысоким  признаком склонности и признаками тенденции), относящиеся также к  группам риска в связи с  вероятностью развития зависимого поведения.

Стоит отметить также вариативность  зависимостей отвечающих (Таблица 7, Приложение №3):

- у одних респондентов  наблюдается полное совпадение  уровней склонности как к алкогольной,  так и наркотической зависимостям: 11 респондентов, среди них 9 опрашиваемых  с невысоким уровнем склонностей  к алкогольной и наркотической  зависимостям - полное отсутствие  зависимости;

2-е респондентов - с повышенными  склонностями к зависимостям - полное  совпадение параметров наличия  склонности к данным зависимостям.

- у других отмечается  незначительное колебание уровня  склонностей по данному признаку (разделение на алкогольную и  наркотическую зависимости):

а) у 2-х опрашиваемых наблюдается  незначительное рассогласование в  склонностях к разным зависимостям (между признаками тенденции - в одной, и признаками повышенной склонности - в другой); также как и незначительное - между невысоким признаком к  склонности и признаками тенденции (3 респондента)

Т.е. рассогласование в  данных случаях незначительное: при  наличии склонности к одной из зависимости, склонность к другой также  присутствует и при тенденции  к склонности и невысоким уровнем  склонности у одних и тех же респондентов.

б) у 4-х респондентов отмечается колебание между невысоким признаками и признаками повышенной склонности в шкалах разных зависимостей; также  склонности к разным зависимостям у 1 респондента между признаками тенденции  и высокой вероятности.

Здесь мы видим большую  разрозненность в ответах респондентов, что ставит под сомнение достоверность  данных в связи с такой разницей в ответах.

Таким образом, 10 из 21 (практически  половина) респондентов имеет склонность к аддиктивному поведению, также  выявлена группа респондентов, характеризующихся  пограничным к склонности положении, учитывая к тому же возрастные особенности, и в связи с этим вероятность  появления склонностей у тех, кого в данном исследовании они не были выявлены, мы можем заключить, что мы достигли цели нашего исследования: выявили склонность к аддиктивному поведению у молодежи.

Также отметим, что у большинства  респондентов (18 человек) наблюдается  совпадение уровней склонности, как  к алкогольной, так и наркотической  зависимостям, т.е. 9 респондентов отмечены полным совпадением в невысоком  уровне склонности (отсутствии склонности) к наркотической и алкогольной  зависимостям. 9 респондентов имеют  совпадения по выявленным уровням склонности к алкогольной и наркотической  зависимостям.

Т.е. мы можем сделать вывод  о склонности учащейся молодежи к  аддиктивному поведению, характеризующейся  равной предрасположенностью как в  отношении алкогольной, так и  наркотической зависимостей.

В связи с этим актуальным является разработка и проведение профилактических работ среди учащейся молодежи.

По результатам исследования была составлена программа профилактики аддиктивного поведения в образовательной  среде (в частности, профилактика употребления ПАВ), включающая подробное описание занятий, использующая различные методы групповой работы, направленная на формирование и развитие навыков, предотвращающих  употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы  учащихся в отношении ЗОЖ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Профилактика — это  система комплексных государственных  и общественных, социально-экономических  и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей  и подростков вполне реально.

Первичная профилактика —  это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма  профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием  психологически активных веществ.

Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Её цель - максимально сократить продолжительность воздействия психоактивных веществ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением псиактивных веществ, предотвратить формирование хронического заболевания.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной  среде имеет большую значимость - школа представляет собой уникальную и весьма важную "площадку" для  принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н.Иванца. –М.: "Нолидж", 2000

2. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 2007.

3.  Власовских Р.В., Детков Д.В., Ойхер Д.Я., Савинова Т.Л., Ретюнский К.Ю. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних: Учебно – методическое пособие для врачей – педиатров. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета. 2004

4. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум. - М.,РФ, 2008,УНП ООН

5. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие. - М.,РФ, 2008

6. Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе. // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М. – 2001.

7. Здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) /отв. ред. Б.М. Левин. - М.: ИС РАН, 2003

8. Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры, факты, мнения, 2006,

9.  Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий - Р.н/Д.: Феникс, 2003

10. Змановская Е.В. Девиантология - М, 2003

11. Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей, - Барнаул: Азбука, 2002.

12. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования. / Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 5, 2000.

13. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000. Приложение 1. к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619.

14. Коробкина З.В., Попова В.Л. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений// Попова В.А. – Москва: Изд. центр "Академия". 2002 г.

15. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. – 1998.

16. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание - СПб.: Алетейя, 2001.

17.Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. – 2000. - №3.

18. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

19. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, соц. работников. - М.: ТЦ СФЕРА, 2002.

20.       Позднякова М.Е. Социологический анализ наркомании. - М.: ИС РАН, 2002.

21.       Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования, 2008, № 8

22.       Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2000.

23.       Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании. - М.: Владос, 2003

24.       Сирота Н.А.. Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. Учебное пособие, 4-е изд. стер. Издательский центр "Академия". Гриф УМО, 2008.

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников