Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

Мы осветим следующие  моменты, которые необходимо учитывать  в данной ситуации.

1. Социально-профилактическая  и медико-психологическая помощь, ориентированная на отдельные  случаи вмешательства по отдельным  детям и подросткам, без работы  в микросреде, без разъединения  группы наркотизирующихся несовершеннолетних  практически малоэффективна, также  как и временная изоляция ребенка  в домашних условиях, или тоже  временное помещение в наркологический  стационар, или разовое приглашение  инспектора отделения профилактики  правонарушений несовершеннолетних, часто используемое "с целью  устрашения".

2. Начинающий наркоман, несмотря  на его установку оставить  школу, должен оставаться как  можно дольше в школьной среде  и продолжать учебу, так как  это один из существенных социально-психологических  факторов противодействия нарастающей  социальной дезадаптации подростка.

3. Профилактическая работа  должна быть не только предупреждающей,  но и активно направленной, а  на этапе формирующейся зависимости  обязательно комплексной с привлечением  всех специалистов, работающих с  детьми, злоупотребляющими алкоголем  и наркотиками.

Целевыми задачами такой  комплексной деятельности являются:

- разъединение асоциальных  групп, в которых практикуется  постоянный прием токсических  и наркотических веществ;

- объединенная помощь  детям социального педагога, школьного  психолога, врача, специалистов  комиссии по делам несовершеннолетних  в преодолении формирующейся  зависимости и отклонений поведения;

- восстановление школьного  статуса ребенка, бросившего прием  токсико-наркотические вещества  с коррекцией возникших у него  пробелов в обучении и воспитании. (14; 23)

Третья проблема - как  и каким способом активно вмешиваться  и корректировать систематическое  употребление психоактивных (наркотических) веществ? какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков с проблемами зависимости и стойким противоправным поведением?

Дети и подростки, систематически употребляющие психоактивные вещества, как правило, характеризуется уже  выраженными формами социальной дезадаптации с "домашним воровством", постоянными уходами из семьи, самовольным  оставлением школы, стойкими асоциальными установками и склонностью к  правонарушениям. Одновременно у них  могут наблюдаться выраженные формы  зависимости, т.е. начинается болезнь. Однако, в первую очередь это ребенок, а потом токсикоман или наркоман и он нуждается в оптимальной  поддержке и эффективной реабилитации. Остановимся на основных принципах  обеспечения активной первичной  антинаркотической профилактической работы в образовательной среде. (12; 9)

Реально действующая на территориальном  уровне активная антинаркотическая  профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической  службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые  положения:

- зависимость от наркотических,  психоактивных веществ легче  предупредить, чем лечить, поэтому  профилактическая антинаркотическая  работа в образовательной среде  должна быть системной и концептуально  обоснованной на основе модели  активной антинаркотической профилактической  помощи и законодательно разрешена  в образовательных учреждениях  (концептуальные и законодательные  рамки);

- целевое воздействие  должно быть комплексным и  осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа,  общество) взаимодействии (формирование  и развитие социальной системы  профилактики употребления психоактивных  веществ и социальной поддержки  на основе совместной работы  специалистов, общественных объединений  (группы родительской поддержки)  и волонтеров, осуществляющих активную  профилактику в регионе):

- в превентивных образовательных  программах в условиях угрожающей  наркологической ситуации основное  внимание следует уделять формированию  ценностей здорового образа жизни,  развитию личностных ресурсов, препятствующих  употреблению психоактивных веществ,  а также развитие у несовершеннолетних  жизненных навыков противостояния  агрессивной среде, которая провоцирует  потребление наркотиков (разработка  комплекса дифференцированных обучающих  программ профилактики употребления  наркотиков среди детей и подростков);

- в превентивных образовательных  программах отдельно должен быть  представлен аспект подготовки  специалистов в области профилактики  употребления психоактивнымх веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). (13; 4)

Для этой цели для методического  обеспечения первичной профилактической помощи целесообразно в каждом регионе  на постоянной основе организовать обучающие  семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных  учреждений, социальных работников по формам предупреждения злоупотребления  наркотическими средствами в детско-подростковой среде.

В своих основах первичная  профилактическая помощь при распространении  наркоманий в детско-подростковой среде  должна опираться на школьную психологическую  службу, на подразделения центров  психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сети консультативных  пунктов для детей и подростков. Все вместе они должны обеспечивать тесное межведомственное взаимодействие при работе специалистов с "проблемными  детьми" по месту их жительства, а  также родительских объединений, подростковых групп само- и взаимопомощи в школах и микрорайонах. (13; 4)

Основные направления  активной антинаркотической профилактики в образовательной среде.

Первое направление - разработка образовательных программ, ориентированных  на формирование у учащихся ценностного  отношения к здоровому образу жизни.

В настоящее время необходимо методами активного просвещения  и направленного, действенного воспитания найти достойное место в общеобразовательных  программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей  радости и счастья от здоровья. Формировать у ребенка потребность  быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения. Речь идет не о минимуме информации о том, что такое "хорошо" и  что такое "плохо", а именно о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее  место среди которых занимает здоровье. Именно то определение здоровья, которое сформулировано Всемирной  организацией здравоохранения - "Здоровье" - это состояние, характеризующееся  не только отсутствием болезней или  физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и  социальным благополучием.

Необходимо, на наш взгляд, специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация  здоровья и здорового образа жизни, несомненно, является одним из ведущих  превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового  образа жизни, несомненно, должно идти не через нравоучения, а через  организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практикум коммуникативных  навыков, чтобы создавать поддержку  в среде сверстников.

Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям  с точки зрения их возраста (младший  и средний школьный возраст) и  их включенности в наркотическую  ситуацию. Наиболее эффективен такой  подход к детям с интактным  характером представлений о наркоситуации  и о наркотиках, к детям, не имеющим  опыта контакта с подростками, включенными  в наркосреду).

К этому направлению следует  отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у  детей, начиная с младшего школьного  возраста, ценностей и навыков  здорового образа жизни. Такие программы  относятся к уровню первичной  профилактической работы и осуществляются путем "обучения через предмет". Данное направление учебно-воспитательной работы обеспечивается в первую очередь  через зам. директора по учебной  работе и реализуется на основе преподавательской  деятельности педагога-валеолога, педагога по ОБЖ, педагога по физической культуре, а также частично лекторов - специалистов по отдельным проблемам развития и здорового образа жизни (половое  воспитание). Для данных форм работы по отдельным разделам превентивных образовательных программ может  привлекаться и школьный врач. (13; 5)

Следует указать, что в  настоящее время многие программы  по данным предметам (валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации  с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов.

Второе направление - разработка авторских превентивных образовательных  программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ. (13; 5)

Это превентивные, т.е. несущие  определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы относятся  к уровню активной первичной профилактической работы. В их основе также лежит  обучение через предмет, а именно такие предметы как история, биология, химия, литература и частично ОБЖ.

Превентивные образовательные  программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко  проработаны следующие компоненты действенной, антинаркотической профилактики:

образовательный компонент - минимальные знания о наркотических  веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и  медицинских последствиях, к которым  приводит зависимость при употреблении психоактивных веществ;

психологический компонент - знание о себе и путях коррекции  психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости  от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать "нет", нести ответственность  за себя и свой выбор, умения при  необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической  помощью;

социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической  зависимости.

Третье направление - разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для  учащихся. (13; 6)

Данная форма первичной  профилактической работы в школе  может проводиться с подростками  среднего и старшего школьного возраста.

В этом направлении первичный  профилактический уровень обеспечивается не педагогическими и воспитательными, а психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся и стратегий их позитивного поведения.

В связи с этим разработка данного направления первичной  профилактики в школе может быть решена только на основе глубоко продуманной  стратегии развития антинаркотической  работы со стороны руководителей  учреждения - директора, зам. директора  по воспитательной работе. Данное направление  следует считать эффективным, но достаточно трудоемким и требующим  квалифицированной подготовки школьного  психолога, социального педагога, а  также помощи учителей, подготовленные для активного сотрудничества с  психологами в проведении активной профилактической работы в школе).

В наиболее продвинутых для  такой антинаркотической работы образовательных учреждениях она  проводится с подростками старшего школьного возраста (15-17 лет) в форме  школьных тематических "круглых  столов", учебных дискуссий и "мозговых штурмов", а также ролевых игр  по актуальным проблемам противодействия  формированию зависимости. Наиболее полно  данное направление реализуется  когда из подростков старшего школьного  возраста (15-17 лет) формируются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы в группах взаимопомощи между  подростками-сверстниками, в группах  поддержки при школьном наркопосте на базе школьного медицинского кабинета.

Четвертое направление - разработка превентивных обучающих программ - тренингов для специалистов образовательного учреждения. (13; 6)

Это направление активной профилактической антинаркотической  работы ориентировано прежде всего  на обучение и переобучение методам  первичной профилактики педагогического  состава школы и учителей-лидеров, которые проявили интерес активно  сотрудничать со школьным психологом, школьным врачом, социальными педагогами.

в проведении антинароктических  программ. Данное направление также  следует отнести к уровню первичной  профилактической работы, которая включает в себя два ведущих метода. Один из них - лекционно-информационный - является привычным для педагогов; другой - психологический - направлен на развитие личностных ресурсов и стратегий  позитивного поведения у школьных специалистов. Это обычно вызывает на первом этапе критическое или  нигилистическое отношение, которое, как правило, в последующем преодолевается.

Развитие данного направления  работы в школе обеспечивается в  первую очередь усилиями руководства  школы, которое ставит перед педагогическим коллективом такую задачу (директор, зам. директора школы по воспитательной работе). Разрабатывают методические основы этого направления в школе  такие специалисты как школьный психолог, социальный педагог, учителя, подготовленные для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы в школе. В  ряде случаев такая работа на первом этапе может быть обеспечена специалистами  наркологической службы, которые  подготовлены по психотерапии и для  активной профилактической работы в  школе.

Данное направление первичной  профилактики реализуется следующими средствами (13; 6):

- лекционные занятия по  психологии личности, специфике  подросткового возраста, особенностям  дисфункциональной семьи и стрессовым  расстройствам, проблемам зависимости  и созависимости, особенностям  выздоровления и реабилитации  при наркомании;

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников