Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
Мы осветим следующие моменты, которые необходимо учитывать в данной ситуации.
1. Социально-профилактическая
и медико-психологическая
2. Начинающий наркоман, несмотря
на его установку оставить
школу, должен оставаться как
можно дольше в школьной среде
и продолжать учебу, так как
это один из существенных
3. Профилактическая работа
должна быть не только
Целевыми задачами такой комплексной деятельности являются:
- разъединение асоциальных групп, в которых практикуется постоянный прием токсических и наркотических веществ;
- объединенная помощь
детям социального педагога, школьного
психолога, врача,
- восстановление школьного
статуса ребенка, бросившего
Третья проблема - как
и каким способом активно вмешиваться
и корректировать систематическое
употребление психоактивных (наркотических)
веществ? какими оптимальными средствами
осуществлять комплексную реабилитацию
детей и подростков с проблемами
зависимости и стойким
Дети и подростки, систематически
употребляющие психоактивные
Реально действующая на территориальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:
- зависимость от наркотических,
психоактивных веществ легче
предупредить, чем лечить, поэтому
профилактическая
- целевое воздействие
должно быть комплексным и
осуществляться при личностном,
семейном и социальном (школа,
общество) взаимодействии (формирование
и развитие социальной системы
профилактики употребления
- в превентивных
- в превентивных
Для этой цели для методического
обеспечения первичной
В своих основах первичная
профилактическая помощь при распространении
наркоманий в детско-подростковой среде
должна опираться на школьную психологическую
службу, на подразделения центров
психолого-педагогической реабилитации,
на формирование широкой сети консультативных
пунктов для детей и
Основные направления активной антинаркотической профилактики в образовательной среде.
Первое направление - разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.
В настоящее время необходимо
методами активного просвещения
и направленного, действенного воспитания
найти достойное место в
Необходимо, на наш взгляд,
специально фиксировать внимание на
проблеме здоровья, потому что мотивация
здоровья и здорового образа жизни,
несомненно, является одним из ведущих
превентивных факторов защиты от вовлечения
в употребление наркотиков. Формирование
ценностей и стиля здорового
образа жизни, несомненно, должно идти
не через нравоучения, а через
организацию насыщенной положительными
эмоциями физической двигательной активности,
спортивных занятий, через привитие
устойчивых гигиенических навыков,
через практикум
Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (младший и средний школьный возраст) и их включенности в наркотическую ситуацию. Наиболее эффективен такой подход к детям с интактным характером представлений о наркоситуации и о наркотиках, к детям, не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в наркосреду).
К этому направлению следует
отнести образовательные
Следует указать, что в
настоящее время многие программы
по данным предметам (валеология, ОБЖ)
нуждаются в определенной модификации
с целью усиления в них аспектов
действенной, антинаркотической
Второе направление - разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ. (13; 5)
Это превентивные, т.е. несущие
определенный потенциал предупреждения
от употребления психоактивных веществ,
образовательные программы
Превентивные образовательные
программы выполняют свое назначение,
если в них достаточно глубоко
проработаны следующие
образовательный компонент - минимальные знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит зависимость при употреблении психоактивных веществ;
психологический компонент - знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать "нет", нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;
социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.
Третье направление - разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для учащихся. (13; 6)
Данная форма первичной
профилактической работы в школе
может проводиться с
В этом направлении первичный
профилактический уровень обеспечивается
не педагогическими и
В связи с этим разработка данного направления первичной профилактики в школе может быть решена только на основе глубоко продуманной стратегии развития антинаркотической работы со стороны руководителей учреждения - директора, зам. директора по воспитательной работе. Данное направление следует считать эффективным, но достаточно трудоемким и требующим квалифицированной подготовки школьного психолога, социального педагога, а также помощи учителей, подготовленные для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы в школе).
В наиболее продвинутых для
такой антинаркотической работы
образовательных учреждениях
Четвертое направление - разработка превентивных обучающих программ - тренингов для специалистов образовательного учреждения. (13; 6)
Это направление активной
профилактической антинаркотической
работы ориентировано прежде всего
на обучение и переобучение методам
первичной профилактики педагогического
состава школы и учителей-
в проведении антинароктических
программ. Данное направление также
следует отнести к уровню первичной
профилактической работы, которая включает
в себя два ведущих метода. Один
из них - лекционно-информационный - является
привычным для педагогов; другой
- психологический - направлен на развитие
личностных ресурсов и стратегий
позитивного поведения у
Развитие данного направления работы в школе обеспечивается в первую очередь усилиями руководства школы, которое ставит перед педагогическим коллективом такую задачу (директор, зам. директора школы по воспитательной работе). Разрабатывают методические основы этого направления в школе такие специалисты как школьный психолог, социальный педагог, учителя, подготовленные для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы в школе. В ряде случаев такая работа на первом этапе может быть обеспечена специалистами наркологической службы, которые подготовлены по психотерапии и для активной профилактической работы в школе.
Данное направление первичной профилактики реализуется следующими средствами (13; 6):
- лекционные занятия по
психологии личности, специфике
подросткового возраста, особенностям
дисфункциональной семьи и
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников