Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
Вторым значимым направлением профилактической социальной работы является выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж "семей социального риска", оказание помощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарствами, соблюдение социальных гарантий. (32; 406)
Актуальной в настоящее время является профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как:
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие возникновение
обстоятельств, способствующих
- устраняющие эти
- мероприятия по осуществлению
последующего контроля за
Рассмотрим подробнее профилактику наркомании.
Усилия по профилактике наркомании
в настоящее время необходимы
более чем когда-либо, ведь используемые
в наши дни вещества оказывают
во много раз более сильное
действие, чем наркотики, применявшиеся
раньше. Кроме того, использование
психоактивных веществ в рамках
организованной общественной деятельности
(например, для целительства, в религиозных
или церемониальных целях) открыло
путь безудержному росту потребления
наркотиков в окружающем мире в нарушение
общественных договоров, которое к
тому же поощряется развитым и отчасти
криминальным промышленным комплексом,
производящим и распространяющим наркотики
с единственной целью – получить
прибыль. Сила воздействия, доступность
и деструктивный потенциал
Также необходимо отметить, что существуют три основных направления профилактики наркомании:
Стратегия сокращения спроса нацелена на уменьшение тяги к наркотикам и готовности, их доставать и применять.
Такая стратегия, целью которой является профилактика, уменьшение потребления и/или увеличение интервалов между приёмами вредных наркотиков, включает в себя деятельность, направленную на полный отказ от наркотиков.
Стратегия сокращения поставок
нацелена на прекращение производства
и поставок запрещенных наркотиков,
а также, в некоторых случаях,
на ограничение доступа к
Негативное влияние
Следует чётко определить, что употребление психоактивных веществ - это проблема, связанная с особенностями индивида, окружающей среды и с характером взаимодействия между ними. Обследования, проводящиеся в различных регионах мира, показывают, что многие подростки и молодые люди подвержены риску формирования у них наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким, как ювенальная депрессия, суицидальное девиантное и деликвентное поведение, алкоголизм и наркомания. Как правило, психоактивные вещества употребляют подростки с различными нарушениями психики и поведения или с физическими недостатками. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер с целью предотвращения негативных исходов и усиления позитивных результатов развития человека. (8; 80)
Одно из направлений можно
назвать запретительным. Оно обычно
реализуется через систему
Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, в стране стало модным раздавать буклеты и развешивать плакаты о вреде наркотиков. (14; 14)
Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других психоактивных веществ. (14; 15)
Следующее направление - личностно ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления жизненных стрессовых ситуаций, а также проблем общения.
Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развивать его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Интересен опыт антинаркотической профилактической работы за рубежом. Эта работа реализуется в рамках двух различных концепций - снижения риска, другая - снижения вреда.
В концепции снижения риска предполагается уменьшение нелегального распространения наркотических веществ и снижение "потребительского спроса" на данный товар.
При этом используются жесткие
репрессивно-ограничительные
В профилактике злоупотребления ПАВ мы можем выделить три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика - комплекс
социальных, образовательных и медико-
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия, как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.
Вторичная профилактика - комплекс
социальных, образовательных и медико-
Третичная профилактика, или
реабилитация - комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических
Таким образом, можно сказать, что первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.
Вторичная профилактика - это работа с той молодежью, которые уже попробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению. Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера.
Поэтому, ведя разговор об основных
направлениях антинаркотической
Таким образом, профилактическая работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья. Для нашей страны актуальной в настоящее время является профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, на решение которых направлена первичная, вторичная и третичная профилактики. Профилактика является необходимым комплексом превентивных мер с целью предотвращения негативных исходов и усиления позитивных результатов развития человека.
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личности несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
-формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приёма психоактивных веществ;
-формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребёнку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приёма наркотиков;
-внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приёма наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
-развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребёнка "группы риска наркотизации" и ребёнка, заболевшего наркоманией. (13; 3)
Следует сказать, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления психоактивных веществ, то есть традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приёма психоактивных веществ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления психоактивных веществ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам.
Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме психоактивных веществ. (13; 3)
Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде
Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил. Наркотики стали настолько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду.
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников