Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:35, статья
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.
ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Постановка вопросов
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.
Открытые вопросы служат
не столько для получения
"Открытые вопросы расширяют
и углубляют контакт; закрытые
вопросы ограничивают его.
Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.
Открытые вопросы дают
возможность делиться своими
заботами с консультантом. Они
передают клиенту
Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").
Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").
Побуждение клиента
Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").
Не следует забывать,
что не всем клиентам нравятся
открытые вопросы; у некоторых
они повышают ощущение угрозы
и увеличивают беспокойство. Это
не значит, что от таких вопросов
следует отказаться, но их надо
тщательно формулировать и
В консультировании
используются как закрытые, так
и открытые вопросы, однако
не следует вообще
"Я сильно сомневаюсь
по поводу использования
Хотя постановка вопросов
является важной техникой
Чересчур большая склонность
расспрашивать во время
превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь;
заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем;
переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни;
"уничтожает" подвижный характер беседы.
По этим причинам
начинающим консультантам
Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:
Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.
Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.
Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.
Ободрение и успокаивание
Эти техники очень
важны для создания и
Другим важным компонентом
поддержки клиента является
Однако, говоря об успокаивании
клиента, мы не должны
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Чтобы отражать содержание
признаний клиента, необходимо
перефразировать его
Перефразирование наиболее
приемлемо в начале
показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
проверить правильность понимания мыслей клиента.
При перефразировании
надо помнить три простых
Перефразируется основная мысль клиента.
Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.
Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.
Примеры перефразирования:
Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Иногда думаю, что надо все бросить и идти работать, а порой кажется, что следует дальше учиться, но я не знаю, что выбрать.
Консультант: У Вас происходит
внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение
в жизни, и Вам трудно решить, какой
из двух путей сегодня более
Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына... Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.
Консультант: Кажется, что проблемы никогда не закончатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.
В обобщении выражается
основная идея нескольких мало
связанных между собой
когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;
когда клиент говорит очень долго и запутанно;
когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;
при стремлении придать некое направление беседе;
в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.
Отражение чувств
Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.
Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.
Например:
Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так...
Консультант: Сколько лет Вы в браке?
В этом случае создается
впечатление, что консультанта
больше интересует формальный
факт продолжительности брака,
а не то, как клиентка переживает
свою супружескую жизнь.
В консультировании
существует правило, что при
вопросе о чувствах клиент
часто рассказывает факты из
жизни, но когда мы спрашиваем
только о событиях жизни,