Процедуры и техники консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:35, статья

Краткое описание

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

 Jourard (1971) пишет:

"Мы обнаруживаем положительную  корреляцию, когда изучаем обоюдную  откровенность в общении".

 Иначе говоря, откровенность  вызывает откровенность. Самораскрытие  консультанта может быть двояким.  Прежде всего консультант может  выражать свои непосредственные  реакций по отношению к клиенту  или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь  и теперь . Например: "Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением" и т.п. Другой вариант откровенности консультанта — это рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Например:

Клиентка: У меня трудности  с отцом. Он стареет и очень  одинок. Приходит и сидит весь день. Я чувствую, что должна занимать его, забрасываю все домашние дела, недостаточно внимания уделяю детям. Я  хотела бы помочь отцу, но чем дальше, тем труднее мне это удается.

Консультант: Я думаю, что  могу понять, какую озлобленность  и одновременно вину Вы испытываете. Мама моей жены овдовела и тоже очень  одинока. Она приходит не всегда в  удобное время и сидит часами. Мне трудно выглядеть довольным, и я испытываю вину, что бываю  таким эгоистом.

 Иногда еще различают  позитивную и негативную откровенность  консультанта (Gelso, Fretz, 1992). В первом случае клиенту выражается поддержка и одобрение. Например: "Я тоже чувствую, что наши отношения складываются прекрасно, и Вы заметно преуспели". Во втором случае имеет место конфронтация с клиентом. Например: "Вы говорите, что все хорошо, однако, если кто-нибудь подобным образом реагировал бы на мое появление, я крайне рассердился бы". Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным. Рассказывая о своем опыте, лучше опираться на нынешнюю жизненную ситуацию, а не говорить о прошлом, не связанном с проблемой консультирования. Рассказ о своих переживаниях не должен отвлекать внимание от клиента.

 Не просто отличить  разумную откровенность консультанта  от неразумной. Прежде всего не следует злоупотреблять откровенностью. Не нужно делиться каждым испытанным чувством, возникшим воспоминанием или фантазией. Часто повествование о событиях своего прошлого больше похоже на псевдораскрытие. Консультант всегда должен осознавать, с какой целью говорит о себе — желая помочь клиенту или удовлетворяя свои желания.

 В самораскрытии очень  важен фактор времени — надо  уловить соответствующий момент  и не затягивать откровение, чтобы  в центре внимания оставался  клиент и переживания консультанта не выдвигались на первый план. Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования.

Структурирование  консультирования

 Эта процедура проходит  через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию  отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования  и оценку их результатов, а  также предоставление клиенту  информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе  с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо  убедиться, что оценки результатов  данного этапа консультантом  и клиентом совпадают. 

 Структурирование происходит  в течение всего консультирования. Работа с клиентом осуществляется  по принципу "шаг за шагом". Каждый новый этап начинается  с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента  активно сотрудничать с консультантом,  а также создает возможность  в случае неудачи на отдельном  этапе вновь вернуться к нему. Таким образом, суть структурирования  — участие клиента в планировании  процесса консультирования.


Информация о работе Процедуры и техники консультирования