Процедуры и техники консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:35, статья

Краткое описание

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

 Отражая чувства клиента,  консультант концентрирует внимание  на субъективных аспектах его  признаний, стремясь помочь клиенту  разобраться в своих чувствах  и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств  означает, что консультант является  как бы зеркалом, в котором  клиент может увидеть смысл  и значение своих чувств. Отражение  чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

 Например:

Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже думать. Уже  давно я не имею никаких отношений  с мужчинами, а теперь не знаю, как  отнестись к появившейся возможности.

Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете  того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.

Клиентка: Без сомнений. Я  не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...

Консультант: Ваши чувства  теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.

Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне  и всем хорош, я бегу от него, когда  некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?

Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.

 Желание отражать чувства  предполагает их распознавание.  Для этого необходимо обращать  внимание не только на содержание  рассказа клиента, но и на  его эмоциональный тон, позу, выражение  лица. Так же важно помнить,  что чувства могут таиться  не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть  чутким к различным намекам,  умалчиваниям, паузам.

 Отражая чувства, следует  учитывать все эмоциональные  реакции клиента — положительные,  отрицательные и амбивалентные;  направленные на самого себя, других людей и консультанта. Для точного отражения чувств  важно использовать многие понятия,  определяющие разнообразные чувственные  нюансы.

 В консультировании  важно не только отражение  чувств, но и обобщение их. Оно  позволяет определить эмоциональный  тон беседы, синтезировать эмоциональные  аспекты опыта клиента. Очень  часто в беседе мы сталкиваемся  с противоречивыми, а иногда  и с полярными чувствами по  отношению к значимым для клиента  ситуациям или объектам любви.  Здесь очень ценно обобщение  чувств для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.

 Говоря о чувствах  в консультировании, можно сформулировать  несколько обобщающих принципов,  охватывающих не только отражение  чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:

 Консультант обязан  как можно полнее и точнее  идентифицировать чувства как  свои, так и клиентов.

 Не обязательно отражать  или комментировать каждое чувство  клиента — любое действие консультанта  должно быть целесообразным в  контексте процесса консультирования.

Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:

вызывают проблемы в консультировании или 

могут поддержать клиента, помочь ему.

 В первом случае  особенно выделяются страх, тревога,  злость, враждебность. Например, озлобленность  клиента может блокировать нормальное  общение, поэтому следует обратить  его внимание на это чувство  ("Сегодня Вы кажетесь довольно  злым"), чтобы обсуждение способствовало  устранению препятствия для поддержания  консультативного контакта. Такое  обсуждение имеет смысл и для  клиента, поскольку помогает ему  допустить нормальность своих  отрицательных чувств, а также  уменьшить их интенсивность. Важно  помочь клиенту выразить отрицательные  чувства еще и потому, что самому  клиенту легче контролировать  открыто выраженные чувства. Во  втором случае мы оказываем  клиенту эмоциональную поддержку.  Например, если клиент, которому  трудно уйти с работы раньше  времени, приходит на консультативную  встречу вовремя, следует это  отметить: "Как хорошо, что Вы  смогли прийти вовремя!" Или  когда клиентка с затянувшейся  депрессией говорит, что смогла  подняться с кровати, убрать  в комнате и приготовить себе  обед, мы, понимая значимость события,  должны порадоваться вместе с  ней удачному "продвижению"  в преодолении депрессии. 

 

Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие  в ситуации консультирования. Их возникновение  представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов. Как говорит  С. Rogers, "что наиболее лично, то наиболее общо". Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем много ценной информации. Выражение чувств помогает поддерживать глубокий эмоциональный контакт, в условиях которого клиент лучше понимает, как другие люди реагируют на его поведение. Однако консультант должен выражать чувства, только связанные с темой беседы. Иногда сам клиент жаждет получить информацию о чувствах консультанта. И на весьма частый вопрос: "Я хотел бы узнать, как Вы чувствуете себя со мной?" — не нужно спешить отвечать. На такой вопрос лучше ответить вопросом: "Почему Вы спрашиваете меня об этом?", "Что Вы об этом думаете?". В консультировании всегда более значимы чувства клиента, а не консультанта.

Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

Паузы молчания

 Большинство людей  испытывает смущение, когда обрывается  беседа и стоит тишина. Она  кажется бесконечно долгой. Так  же и начинающий консультант  чувствует себя неуютно при  возникновении в беседе паузы  молчания, поскольку ему кажется,  что он постоянно должен что-то  делать. Однако умение молчать  и использовать тишину в терапевтических  целях — один из важнейших  навыков консультирования. Хотя  тишина в консультировании иногда  означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

увеличивает эмоциональное  взаимопонимание консультанта и  клиента;

предоставляет возможность  клиенту "погрузиться" в себя и  изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит  на его плечах.

 Хотя спектр смыслов  тишины в консультировании довольно  широк, обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание (Gelso, Fretz, 1992). В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

 Каковы важнейшие смыслы  молчания в консультировании?

Паузы молчания, особенно в  начале беседы, могут выражать тревогу  клиента, плохое самочувствие, растерянность  из-за самого факта консультирования.

Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может  искать нужные слова для продолжения  своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны  паузы молчания для обдумывания  прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы  молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы  молчания помогают не пропускать важные вопросы.

Молчание может означать, что и клиент, и консультант  надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

Пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как  клиенту, так и консультанту, может  означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.

Молчание в некоторых  случаях выражает сопротивление  клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет игру: "Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня".

Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает  на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые . однако, увеличивают тревогу клиента.

Молчание иногда подразумевает  глубокое обобщение без слов, оно  тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать  сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать  пустое молчание и не спешить прерывать  продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно  замечание консультанта: "Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите  в этом молчании?". Вместе с тем  не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.

 Несравненную терапевтическую  ценность молчания иллюстрирует  Rogers (1951) примером из своей практики:

"Я недавно завершил  консультирование самого странного  из встречавшихся мне случаев  (...). Джоан была одной из первых моих клиентов, когда я начал еженедельно консультировать в местной среднеобразовательной школе. Школьному консультанту девочка сказала: "Я так стесняюсь, что даже не смогу говорить о своих трудностях. Вы не могли бы сами это сделать?" Итак, перед встречей с Джоан консультант рассказала мне, что самая большая проблема девушки — это отсутствие друзей. Консультант еще добавила, что Джоан очень одинока.

Когда я впервые увидел девушку, она почти не говорила о  своей проблеме и лишь упомянула  о родителях, которых, казалось, любит. Наша беседа прерывалась очень долгими  паузами. Четыре следующие беседы уложились  бы слово в слово на маленьком  клочке бумаги. В середине ноября Джоан сказала, что "все идет совсем неплохо". И ничего более. Однако консультант рассказала, что преподаватели отмечают непривычную для них дружелюбную улыбку на лице Джоан при встречах в коридоре. Прежде она почти не улыбалась. Сама консультант редко видела Джоан и ничего не могла сказать о ее контактах с другими учениками. В декабре состоялась беседа, во время которой Джоан свободно общалась. На остальных встречах она только молчала, присев на корточки, и казалась задумчивой, иногда поглядывала с улыбкой. Еще большее молчание воцарилось в следующие два с половиной месяца. После этого я узнал, что Джоан выбрана "девушкой месяца" в своей школе. Критериями выбора всегда являлись спортивность и популярность. Одновременно я получил весточку: "Думаю, мне больше не нужно Вас посещать". Да, конечно, ей не нужно, однако почему? Что произошло за эти часы молчания? Так была проверена моя вера в возможности клиента. Я счастлив, что не сомневался".

 Этот случай показывает, что консультант должен позволить  клиенту быть в консультативном  контакте таким, каким ему хочется,  стало быть, и молчать. 

Предоставление  информации

 Цели консультирования  достигаются также посредством  предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое  мнение, отвечает на вопросы клиента  и информирует его о разных  аспектах обсуждаемых проблем.  Информация, как правило, связана  с процессом консультирования, поведением  консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата  и т. п.).

 Предоставление информации  в консультировании иногда бывает  очень важным, поскольку клиенты  нередко задают консультанту  самые разные вопросы. Особенно  существенны вопросы, за которыми  кроется тревога клиентов о  своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". Озадаченность  клиентов значима не сама по  себе, а в контексте ее возникновения.  На такие вопросы следует смотреть  серьезно и хорошо обдумывать  ответы на них. Ни в коем  случае нельзя превращать вопросы  в шутку и отвечать бессвязно  или вообще уходить от ответа. Ведь за вопросами скрыты личные  проблемы клиентов с сопутствующими  тревогами и страхами. Желательно  проявлять компетентность и избегать  упрощений, чтобы не утратить  доверия клиентов и не увеличить  их тревогу. 

 

 Предоставляя информацию, консультант не должен забывать, что клиенты порой спрашивают  с целью устраниться от обсуждения  своих проблем и исследования  самости. В действительности, однако, не трудно отличить вопросы,  указывающие на озабоченность  клиентов, от стремления манипулировать  консультантом с помощью выспрашивания. 

Интерпретация

 Практически все откладывает  отпечаток на "образ личности". Нет ничего бессмысленного и  случайного даже в малейшем  движении человека. Личность постоянно  выражает себя словами, тоном  голоса, жестами, позой, и от  компетентности консультанта зависит,  сможет ли он "прочитать"  сложные психологические письмена. Каждый клиент — это не открытая  книга, а неизвестная страна, где  все ново и вначале трудно  поддается пониманию. Ориентироваться  в этой неизведанной стране  консультанту помогает техника  интерпретации — пожалуй, самая  сложная методика консультирования.

 В консультировании  очень важно выявить большее,  нежели содержится в поверхностном  повествовании клиента. Внешнее  содержание, конечно, тоже значимо,  однако существеннее раскрытие  латентного содержания, скрытого  за словами клиента. Для этого  используется интерпретация повествования.  Интерпретационные утверждения  консультанта придают определенный  смысл ожиданиям, чувствам, поведению  клиента, потому что помогают  установить причинные связи между  поведением и переживаниями. Содержание  рассказа и переживаний клиента  трансформируется в контексте  разъяснительной системы, используемой  консультантом. Такое преобразование  помогает клиенту увидеть себя  и свои жизненные трудности  в новой перспективе и новым  способом. A. Adler говорил, что, правильное понимание происходящего лежит в основе адекватного поведения. Хорошо известна максима Сократа — "знание есть действие".

Информация о работе Процедуры и техники консультирования