Психические особенности и варианты детской агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить психические особенности и варианты детской агрессии.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1 изучить понятие детская агрессия;
2 исследовать феномены детской агрессии;
3 выявить психические особенности детской агрессии;
4 определить варианты детской агрессии

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Понятие детская агрессия………………………………………………6
2 Феномены детской агрессии……………………………………………13
3 Психические особенности детской агрессии…………………………15
4 Варианты детской агрессии……………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Бубнова Н.А ПЗ-2-07 Психические особенности.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Филиал "Московский педагогический государственный

  университет" в  г. Челябинске 
 
 
 

Факультет педагогики и психологии 
 
 
 

Кафедра педагогики и психологии 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ: 
 
 
 

Психические особенности и варианты детской  агрессии 
 
 
 
 

                      Научный руководитель:

                  кандидат педагогических

                      наук Девятова И.Е.

                  Автор:

                      Студентка

                      Малышева Н.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Челябинск 

2010  

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 

1 Понятие детская  агрессия………………………………………………6 

2 Феномены детской  агрессии……………………………………………13 

3 Психические особенности детской агрессии…………………………15 

4 Варианты детской агрессии……………………………………………18 

Заключение………………………………………………………………..22 

Список литературы……………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования определяется нарастающей волной детской преступности и увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Всё это выдвигает на первый план задачу изучения психологических особенностей, взывающих эти опасные явления. Особенно важной эта задача стоит применительно к дошкольному возрасту, так как в этот период личность ребёнка находится в стадии своего становления и использование профилактических и коррекционных мер является наиболее эффективным. Проблема детской агрессии, несмотря на значительное число работ, остаётся не достаточно изученной в современной психологии. В большинстве исследований выявляются и описываются лишь уровни агрессивного поведения и влияющие на него внешние факторы. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение психологических особенностей агрессивных детей, позволяющее вскрыть психологическую детской агрессии, то есть понять, что лежит в основе различных форм агрессивного поведения.

Цель исследования: изучить психические особенности и варианты детской агрессии.

Объект детская агрессия.

Предмет психологические  особенности детской агрессии.

Гипотеза исследования заключается в том, что основной отличительной особенностью агрессивных  детей является преобладание объектного начала отношений к другим людям, которое порождает восприятие другого как источника враждебных действий и неспособность понимать других, сопереживать им. Такое отношение обусловлено особым строением самосознания ребёнка, а именно: фиксированностью на себе и постоянным сравнением себя с другими, внутренней изоляцией от других, преобладанием чувства обособленности над сопричастностью.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1 изучить понятие детская агрессия;

2 исследовать феномены детской агрессии;

3 выявить психические особенности детской агрессии;

4 определить варианты детской агрессии;

Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы, анализ и синтез.

Теоретическая база исследования:

Теоретическая значимость заключается в рассмотрении понятий: «психические особенности», «психические варианты», «детская агрессия».

Структура работы: В соответствии с задачами курсовая работа состоит из введения, 4 параграфа, заключения, списка литературы, таблиц.

     Проявления агрессии многообразны, зависят от множества возрастных и социальных факторов, наличия выраженных в той или  иной мере расстройств психики. Наиболее важным с практической точки зрения является разделение агрессивности на патологическую и непатологическую формы. В частности, у подростков непатологическая форма характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций (Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В., 1988). Агрессивное поведение таких подростков носит характер реакций протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношений с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально-психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

     Патологическая  агрессия связана с качественными  изменениями составляющих насильственного  поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой. Признаками, свидетельствующими о патологическом уровне психических изменений, являются следующие группы расстройств (Стаценко А.И., 1989): агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием сверхценных идей мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия, главным признаком которой являются нарушения в сфере влечений, проявляющиеся, в частности, возникновением положительных эмоций при причинении физической боли и нравственных страданий другому человеку.

     Специфика  агрессивных проявлений человека  в решающей мере обусловлена  аффектом. Аффективная составляющая  агрессивных действий представляется  наиболее важной, так как она непосредственно участвует в формировании их мотивации.

     Существует группа так называемых аффективных деликтов, включающая в себя случаи, когда агрессивные правонарушения являются прямым следствием злобнодисфорического настроения («острые аффективные реакции» с изменением сознания, «физиологический аффект», выраженные психопатические реакции). Например, оскорбление провоцирует такой уровень злобы, при котором нарушается сознание, и человек, не помня себя, совершает убийство. Однако в большем числе случаев аффективность сама по себе непосредственно не предопределяет сам момент совершения преступлений, не является прямой, непосредственной его причиной, но играет не менее важную роль катализатора криминальной направленности поведения.

    Вторая группа аффективно-возбудимых подростков (патологический уровень) включает в себя в качестве характерного проявления аффективные разряды с яростью и агрессией, во время которых теряется контроль над своими действиями; колебания настроения большей частью являются немотивированными, сопровождаются грубыми эндокринно-вегетативными расстройствами с элементами патологии влечений (жестокость, повышенная сексуальность, массивная алкоголизация). Насилие, отрицаний всяких традиций, импульсивное стремление вопреки этим традициям и самой реальности резко и радикально изменить окружающую действительность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Детская агрессия.

     Исследование агрессивности предполагает, прежде всего, определение этого понятия и тесно связано с ним понятия агрессии. Существует множество определений агрессии. Так, в словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.

     Данное  определение вызывает ряд вопросов. Является ли агрессия только актом поведения? На понимание агрессии в психологии существует две точки зрения. Некоторые исследователи понимают агрессию как одну из форм поведения, другие – как психическое состояние. Большинство представителей бихевиоризма исследовали агрессию именно как поведение и рассматривали ее как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие психические состояния. Подобной точки зрения придерживались Д. Доллард, Н.Е. Миллер, Л. Берковиц, Д. Зилъманн, А. Бандура. Наряду с этим существует понимание агрессии как состояния. Так, Н.Д. Левитов отмечал, что агрессию следует изучать не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя в соответствии с традиционной номенклатурой познавательный, эмоциональной и волевой компонент. Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимание ситуации. Эмоциональный включает в себя прежде всего гнев в различных формах. Но не всегда, подчёркивает автор, агрессия вызывает гнев. Агрессивное состоянии включает в себя и волевой компоненты. Сюда входит целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность. Агрессия или агрессивное поведение, считает Н.Д. Левитов, всегда внешне выражено, а агрессивное состояние может быть открытым и скрытым. На наш взгляд, определенное агрессивное состояние всегда предшествует агрессии, но не всегда агрессивное состояние проявляется в агрессивном поведении, т.е. агрессия и агрессивное состояние понятие неидентичные. Вместе с тем агрессия далеко не всегда является целенаправленным, осознанным действием. Так, Э.Фром относит к агрессии все действия, причиняющие вред, ущерб. А.Басе также включает в понятие агрессии любое поведение, содержащее угрозу или наносящее другим ущерб. Многие авторы включают в понятие агрессии преднамеренный и целенаправленный характер действий. Так, в определение агрессии Л. Берковиц включает только действия, содержащие в себе намерение обиды или оскорбления. С.Фишбах также настаивал на включении мотивационных факторов в определение агрессии. Р.Берон, Д.Ричардсон определяют агрессию как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Э.Аронсон также понимает агрессию как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред и боль другому человеку. Если причинение вреда не является целью, то это не агрессия.

     Таким  образом, одни авторы включают  в понятие агрессии все действия, причиняющие вред, другие под  агрессией подразумевают только осознанные, целенаправленные действия. Однако, по-видимому, ни ту, ни другую точку зрения нельзя считать исчерпывающей. Нельзя любое действие, причиняющее вред, относить к агрессивным, в тоже время агрессивные действия не всегда осознанны, поскольку иногда агрессия имеет целью достижение определенного результата, а не причинение вреда, т.е. носит инструментальный характер. Наиболее точное понимание агрессии, на наш взгляд, предлагается в словаре под редакцией В.П. Зинченко. Здесь агрессия понимается как « мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт». Такое понимание агрессии охватывает все формы мотивированного поведения, как осознанные, так и неосознанные. Вместе с тем данное определение поднимает ряд новых вопросов. Всегда ли агрессия деструктивна? Если понимать деструктивность как разрушение, причинение вреда, то многие авторы считают, что данное качество является неотъемлемой характеристикой, составной частью агрессии (З.Фрейд, А.Басс, А.А. Реан, С.Н. Ениколопов и др.). Э. Фромм понимал «деструктивность» как жестокость, присущую только человеку, не служащую биологическому приспособлению и не имеющую ни каких целей, кроме причинения вреда, разрушения и получения удовольствия от этого. При таком понимании, агрессия не всегда есть деструктивное поведение. Наряду с деструктивной агрессией выделяется множество видов и варианты агрессии, которые будут рассмотрены ниже.

     Всегда  ли агрессия противоречит нормам  и правилам сосуществования людей  в обществе? Исследования доказывают, что до сих пор существуют культуры, где агрессия является нормой. М.Мид при помощи сравнения культур примитивных народов и американского общество попыталась доказать, что готовность человека к агрессии формируется соответствующем общественным отношением. К.Бютнер отмечает, что в современном обществе возрастает ценность агрессии и многие формы современного агрессивного поведения становятся социально приемлемыми. Поэтому деструктивность и обсуждение обществом нельзя рассматривать как определяющие черты агрессии. Наиболее адекватным, с нашей точки зрения, является понимание агрессии как мотивированного поведения, направленного на нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Информация о работе Психические особенности и варианты детской агрессии