Психические особенности и варианты детской агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить психические особенности и варианты детской агрессии.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1 изучить понятие детская агрессия;
2 исследовать феномены детской агрессии;
3 выявить психические особенности детской агрессии;
4 определить варианты детской агрессии

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Понятие детская агрессия………………………………………………6
2 Феномены детской агрессии……………………………………………13
3 Психические особенности детской агрессии…………………………15
4 Варианты детской агрессии……………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Бубнова Н.А ПЗ-2-07 Психические особенности.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

     В  последнее время принято четко  разделять понятия агрессии и  агрессивности (К.Изард, А.А.Реан, Т.Д.Марцинковская, С.Л.Соловьева и др.). В психологии существует диаметрально противоположные взгляды на понимание природы феномена агрессивности. Не претендуя на всеобъемлющий охват данного вопроса, рассмотрим некоторые наиболее значимые точки зрения на понимание сущности и природы агрессивности человека.

     Проблема  агрессивности рассматривалась  практически во всех психологических  школах. Учеными различных направлений  предлагаются разные подходы  к определению сущности агрессивности и агрессивного поведения, его психологических механизмов. Многие исследователи обращались к проблеме детской агрессивности, поскольку детство является возрастом возникновения и закрепления этого качества. Проблема детской агрессивности в современном обществе стоит особенно остро. Методы предотвращения агрессивного поведения детей определяются пониманием самой природы данного феномена и теоретическими моделями, положенными в основу его понимания. Большинство зарубежных теорий рассматривает агрессию как способ адаптации к окружающей среде.

     В  рамках первого направления существуют две точки зрения. Одна из них заключается в понимании агрессивности как врожденного биологически обусловленного качества человека, имеющего свои эволюционные и физиологические корни (К.Лоренц, З.Фрейд и др.)

Так, представители этологического подхода считали агрессию одним из основных инстинктов. К.Лоренц рассматривал агрессивность как необходимое врожденное качество, одинаково присущее животному и

человеку, и необходимое  для выживания. К. Лоренц утверждает, что «агрессия - является подлинным инстинктом - первичным, направленным на сохранение вида». Автор считает, что агрессия — спонтанная энергия инстинкта, требующая выхода, и что «каждое подлинно инстинктивное действие, которое лишено возможности разрядиться, приводит животное в состояние общего беспокойства и вынуждает его к поискам разряженного стимула». К.Лоренц предполагал, что заложенные природой инстинкты должны разряжаться, если блокируется возможность разрядиться на объекте, то происходит смещение, перенаправление агрессии на другой объект. К.Лоренц исходит из положения, что внутривидовая агрессия является функцией выживания самого вида и одним из своих результатов имеет строго ограниченное расселение особей одного вида на определенной территории.

Другой представитель этологического подхода, Р.Ардри, утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид — охотники, эта «охотничья» природа и составляет основу человеческой агрессивности. В данной теории основной причиной возникновения агрессивности является необходимость выживания, т.е. закон естественного отбора. Человек - существо социальное, и его развитие идет по социальным, а не биологическим законам. Большинство утверждений данного направления сформулировано применительно к животным и перенесено на человека, что не вполне правомерно.

Многие представители  психоанализа также исходили из положения  о врожденных и бессознательных  движущих силах психического развития, целью которых является адаптация  к враждебной среде. Агрессивность  представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Агрессивная энергия имеет тенденцию к накоплению, пока не выходит наружу в виде образования брутанных ситуаций. З.Фрейд - представитель «гидравлической

теории», согласно которой агрессивная энергия, накапливаясь, каким-то

 образом должна  выходить наружу. Он считал, что  «инстинкт смерти 

срабатывает в  каждом человеческом существе и побуждает  это существо

; низводить жизнь  до ее первоначального состояния - неживой материи». Психоанализ рассматривает агрессию как врожденную потребность, которая является условием адаптации к среде, с одной стороны, и в то же время агрессивная энергия должна подчиняться требованиям враждебного

, для индивида общества, которое насильно его социализирует.

Таким образом, представители социальной этологии (К.Лоренц, Р.Ардри, Д.Скотт и др.) и  психоанализа (З.Фрейд, А.Фрейд и  др.) приходят к единому представлению  о человеке, в котором агрессивность  имеет биологическую врожденную природу и является инстинктом, который не зависит от самого человека, но служит выживанию, адаптации в окружающем его мире. Агрессивность рассматривается как неизбежное, предсказуемое явление.

Другая точка  зрения заключается в понимании  агрессивности как биосоциального образования. Здесь учитывается активность самого субъекта, его индивидуальные особенности. Агрессивность, в отличие от предыдущей точки зрения, присутствует не у всех людей, а рассматривается лишь как

один из вариантов  защиты {А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, Х.Салливен,

А.Маслоу и др.). Так, с точки зрения А. Адлера, агрессивность  является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте  как напряжение

противостоящих  начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, любви и войны. А. Адлер видел причину конфликта личности в противоречии между стремлением к превосходству и чувством неполноценности . Агрессивное, «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения, цель которого состоит в символической реализации собственного превосходства. По А.Адлеру, всякое контрпринуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Антитезой насилия, понимаемого как злоупотребление властью, является «категорическая ненасильственность». Главная идея А. Адлера состояла в том, что чувство общности с другими людьми — главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Чувство общности определяет направление жизни, ее стиль. Развитое чувство общности дает ребенку возможность создать достаточно адекватную схему апперцепции. Неразвитое чувство общности становится причиной невротических комплексов, отклонений в развитии личности. Такими отклонениями становятся либо тревожность, либо агрессия. Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперироваться, сотрудничать с другими. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации становится причиной невротических и плохо приспособленных стилей жизни. Он отмечал важную роль окружающих ребенка взрослых в формировании чувства общности.

Одним из ярких  примеров данного направления является теория Э.Фромма, где учитываются  как биологические, врожденные, так  и социальные, приобретенные факторы  возникновения агрессивности. Исследователь разделил агрессию на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия способствует биологической  приспособляемости организма, это реакция на реальную угрозу витальным

интересам индивида, она заложена в филогенезе. Злокачественная агрессия характерна только для человека: это склонность к убийству как самоцель и желание мучить других без всякой на то причины, ради доставления себе удовольствия. Существуют различные способы удовлетворения экзистенциональных потребностей, одним из которых является жестокость и деструктивность. Деструкция социальных отношений происходит, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, что

вызывает деформацию влечений. В данной теории причины  агрессивности 

рассматриваются как результат двух факторов, однако активность самого

человека учитывается  недостаточно.

К данному подходу  можно отнести и представителей гуманистической 

школы. Так, А. Маслоу в своей монографии «Мотивация и  личность» отнес 

агрессивность к инстинктоидной потребности разрушать. Под

инстинктоидными потребностями он понимал свойства личности, не

у сводимые к  инстинктам, но имеющие некоторую природную основу.

Таким образом, в рамках данного подхода агрессивность  определяется как врожденными биологическими факторами, так и социальными. Причина агрессивности видится не только внутри или вне человека, но в пространстве активного взаимодействия с окружающим его миром (А.Адлер, Э.Фромм, А.Маслоу и др.).

Приводятся данные экспериментального исследования, посвященного проблеме детской агрессивности. Описаны проявления детской агрессии и психологические особенности дошкольников, склонных к агрессивному поведению. На материале сравнительного анализа поведения агрессивных и неагрессивных детей 5-6 лет выявляются особенности умственного, волевого и коммуникативного развития ребенка с повышенной агрессивностью. В результате анализа выделяются отличительные особенности агрессивных детей, которые связаны с их отношением к сверстникам, а также индивидуальные варианты детской агрессивности. Ключевые слова: детская агрессивность, группа дошкольников, отношение к сверстнику, индивидуальные варианты агрессивности. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Однако комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ. Именно эта цель стояла перед нами. Мы попытались выявить внутренние, психологические условия, способствующие проявлениям агрессивности у детей дошкольного возраста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Феномены  детской агрессии.

Вначале необходимо было описать феноменологию агрессивного поведения современных дошкольников и выявить детей, склонных к агрессии. Эта задача решалась методом наблюдения. В результате наблюдений за свободным взаимодействием 115 дошкольников пяти-шести лет (пять групп детских садов) были обнаружены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий ("позвоню милиционеру, и он тебя в тюрьму заберет") до прямых оскорблений ("толстуха", "дурак", "ябеда и нытик"). У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети били сверстников кулаком или палкой по голове, кусались и т.п.). Особой задачей было выявление тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение. Анализ содержания этих ситуаций и переживаний ребенка необходим для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Причинами проявлений агрессивности могут быть: стремление привлечь к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание); ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит: "Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик"); защита и месть (в ответ на "нападение" или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии); стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену); стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками). Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдались у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляли значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявлялась в следующем:  

Информация о работе Психические особенности и варианты детской агрессии