Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:23, курсовая работа
Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность.
Введение
Глава I. Теоретический аспект общения детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие общения, его виды и функции
1.2 Формирование человека как личности и как объекта и субъекта общения
1.3 Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Глава II. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте
2.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте
2.2 Формирование произвольного поведения у младших школьников
2.3 Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глава I. Теоретический аспект общения детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие общения, его виды и функции
1.2 Формирование человека как личности и как объекта и субъекта общения
1.3 Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Глава II. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте
2.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте
2.2 Формирование произвольного поведения у младших школьников
2.3 Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. Они больше умеют, знают, кроме того, меняется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.
Данная тема актуальна
еще и тем, что именно в младшем
школьном возрасте происходит формирование
личности. Насколько легко ребенок
будет уметь общаться с окружающими
его людьми, налаживать контакт, зависят
его дальнейшие успехи в учебной,
трудовой деятельности и в какой-то
степени определяется в жизни. И
именно в этот период формируется
навык брать на себя ответственность
за свою речь и правильно ее организовывать,
чтобы устанавливать отношение
с окружающими людьми. Также закладывается
умение дисциплинировать себя, организовывать
как личную, так и групповую
деятельность. Понимание ценности сотрудничества,
общения и отношений в
Возникновение ситуаций трудностей в общении обусловлено фактором формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.
Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее активным являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникшие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности школьника.
Основная проблема – это изучение психологических особенностей общения младших школьников.
Возникает противоречие –
между ролью, которая играет общение
в жизни ребенка и
Ведущий вид деятельности младшего школьника является учеба.
Цель работы - изучение психологических особенностей общения младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение психолого-
2. Исследование особенностей общения.
3. Изучение проблемы общения младших школьников.
Для достижения поставленных
задач помогут следующие
Наиболее интересными оказались работы Бодалева.А.А «Психология общения» [1], а так же М.В.Матюхина «Психология младшего школьного возраста»[8], Мухиной.В.С «Детская психология»[9].
Знание педагогом психических особенностей общения младших школьников позволит строить работу с учащимися более эффективно, плодотворно, развивая недостающие стороны.
Глава I. Теоретический аспект общения детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие общения, его виды и функции
Взаимодействие человека
с окружающим его миром осуществляется
в системе объективных
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [5;с.376].
Общение включает в себя
обмен информацией между
Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.
Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива.
Общение в деятельности педагога, таким образом, выступает:
Во-первых, как средство решения собственно учебных задач.
Во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса.
В-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуславливающих успешность воспитания и обучения.
В-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника [9;с.272].
Под педагогическим общением
понимается система, приемы и навыки
взаимодействия педагога и ученического
коллектива, содержанием которого является
обмен информацией, оказание учебно-воспитательного
воздействия и организации
Педагогическое общение,
с одной стороны, создает эмоциональный
фон учебно-воспитательного
Общение – это полифункциональный феномен.
Существует несколько классификаций его функций, Б.Ф. Ломовым выделел три функции:
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная;
- аффективно-коммуникативная.
Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение [3;с.219].
Третья функция относится
к эмоциональной сфере
Выделяются также такие функции, как:
- познание людьми друг друга;
- организация совместной деятельности и управление ею;
- формирование и развитие межличностных отношений.
А.А. Брудным выделяется:
- инструментальная функция
общения (необходимая для
- синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);
- трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общения выделяются следующие функции:
· контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
· информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
· побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
· координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);
· понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
· эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
· установления отношений (осознание
и фиксация своего места в системе
отношений и межличностных
· оказание влияния (изменение
состояния или поведения
1) Прагматическая (связующая).
2) Формирующая (витальная жизненная).
3) Организации и
поддержания межличностных
4) Подтверждающая.
5) Внутриличностная (общение человека с самим собой)[10;с.608].
Виды общения:
1) Прямое (непосредственное) – связано с естественным контактом при помощи слов и жестов.
2) Косвенное (опосредованное)
– связано с неполным
Невербальное общение
– это общение без
Основными средствами невербального
общения являются поза, движения и
жесты, мимика, взгляд, характеристики
голоса и пространственное поведение.
Невербальные способы общения имеют
как биологическое
Невербальная коммуникация
имеет принципиальные отличия от
вербального общения и
· реализуется одновременно через разные органы чувств (поли сенсорная природа);
· эволюционно-исторической древностью (существовала задолго до появления речи);
· непроизвольностью и подсознательностью;
· независимостью от языковых барьеров;
· особенностями
· особенностями акустических средств кодирования.
Невербальное общение
позволяет передать обширный спектр
информации. Так, с помощью невербальных
средств можно получить представление
о расовой, национальной и социальной
принадлежности человека о физическом
и психологическом состоянии, об
эмоциональном отношении
Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантной, самооценке [1;с.84].
Вербальное общение. Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации является слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны.
Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразумевается на диалогическую и монологическую.
Наиболее простой
Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад.
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.
Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок овладевает членораздельной речью, первые зачатки которой появляются в конце первого года жизни. Это созвучия «ма-ма», «па-па», «ба-ба», не требующие сложной артикуляции и легко произносимые [6;с.254].
В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия со взрослыми. Слово становится средством общения. Обогащение языка ребенка продолжается на протяжении всего школьного детства.
Одновременно развивается и невербальная коммуникация: мимика, пантомимика, интонационное разнообразие речи.
Информация о работе Психические особенности общения в младшем школьном возрасте