Психические особенности общения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический аспект общения детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие общения, его виды и функции
1.2 Формирование человека как личности и как объекта и субъекта общения
1.3 Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Глава II. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте
2.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте
2.2 Формирование произвольного поведения у младших школьников
2.3 Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_psikhologia.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

2)   Введение ограничительных  целей;

3)   Расчленение усваиваемой  сложной формы поведения на  относительно самостоятельные и  небольшие действия;

4)   Наличие внешних  средств, являющихся опорой при  овладении поведением.

2.3 Общение младших школьников  со сверстниками и взрослыми

С первых дней пребывания в  школе ребенок включается в процесс  межличностного взаимодействия с одноклассниками  и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

В период адаптации к школе  общение с одноклассниками, как  правило, отступает у первоклассников  на второй план перед обилием новых  школьных впечатлений. Контакт между  собой дети осуществляют посредством  педагога.

Младший школьник – это  человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное  установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются  дружеские отношения с кем  – либо из одноклассников. То значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное  время, это значит также, что общение  с ним тоже кому-то важно и интересно.

Для детей 5 – 7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают  друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы[3;с.221].

Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными  такие качества личности, как доброта  и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система  личных отношений в классе.

Группа школьников, имеющих  неблагополучное положение в  системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют  трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться  как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в  замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы [12;с.336].

Первоклассники оценивают  своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного  возраста критерии приемлемости несколько  меняются. На первом месте также  стоит общественная активность и  по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают  и определенный личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников [6;с.255].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ученые считают, что причинами  трудностей общения являются: неблагополучные  отношения в семье, которые проявляются  в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания  является отказ от контактов с  людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников – повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя не постоянства в своих привязанностях.

А также считают, что самая  распространенная трудность общения  детей – это застенчивость.

И.С.Кон утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению Кон И.С., школьника надо избавлять от их застенчивости. Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных тилей деятельности общения.

Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его  прекращения.

Навыки адаптивного бесконфликтного  поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для  него возможность обрабатывать эти  навыки в специально организованной для этого обстановке. Для этого  с ребенком необходимо проводить  коррекционную работу.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бодалев,А.А. Психология общения/А.А.Бодалев. – Москва,2002. – 84 с.
  2. Вердербер,Р. Психология общения/Р.Вердербер. – Москва,2005. – 125 с.
  3. Дуброва,И.В. Психология/И.В.Дуброва. – Москва,2003. – 218 с.
  4. Дружинина,В.Н. Психические состояния/В.Н.Дружинина. – Санкт-Петербург, 2001. – 81 с.
  5. Ермолаева,М.В. Психология развития/М.В.Ермолаева. – Москва, 2003. – 376 с.
  6. Котова,И.Б. Основы психологии/И.Б.Котова. – Москва, 2002. – 254 с.
  7. Кулагина,И.Ю. Возрастная психология/И.Ю.Кулагина. – Москва, 2000. – 624 с.
  8. Матюхина,М.В. Психология младшего школьника/М.В.Матюхина. – Москва,  1998. – 102 с.
  9. Мухина,В.С. Детская психология/В.С.Мухина. – Москва,1985. – 272 с.
  10. Немов,Р.С. Психология образования/Р.С.Немов. – Москва, 2002. – 608 с.
  11. Петровский,А.В. Психология/А.В.Петровский. – Москва,2002.- 115 с.
  12. Сластёнин,В.А. Педагогика/В.А.Сластёнин. – Москва,2002. – 336 с.

 

 

 


Информация о работе Психические особенности общения в младшем школьном возрасте