Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:18, контрольная работа
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе1.
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Понятие личности. Теории личности. Структура психических
свойств личности___________________________________________________ 3
1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3
1.2. Теории личности__________________________________________________ 5
1.3. Структура психических свойств личности_____________________________ 8
2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9
2.1. Темперамент. Темперамент как совокупность динамических особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9
2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения
личности____________________________________________________________ 13
2.3. Характер. Понятие и классификация черт характера____________________ 16
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21
Задача № 1___________________________________________________________ 26
Задание______________________________________________________________ 26
Задача № 2___________________________________________________________ 26
Список используемой литературы ___________
СОДЕРЖАНИЕ
свойств личности______________________
1.1. Понятие личности______________________
1.2. Теории личности______________________
1.3. Структура психических
свойств личности______________
2. Индивидуально психические
состояния личности______________________
2.1. Темперамент. Темперамент
как совокупность динамических
особенностей психической
2.2. Направленность личности.
Потребности и мотивация
личности______________________
2.3. Характер. Понятие и
классификация черт характера__
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния
личности, их классификация. Кризисные
состояния личности (реактивные
состояния, неврозы,
Задача № 1_____________________________
Задание_______________________
Задача № 2_____________________________
Список используемой литературы
______________________________
Личность чаще всего определяют
как человека в совокупности его
социальных, приобретенных качеств.
Это значит, что к числу личностных
не относятся такие особенности
человека, которые генотипически
или физиологически обусловлены, никак
не зависят от жизни в обществе.
Во многих определениях личности подчеркивается,
что к числу личностных не относятся
психологические качества человека,
характеризующие его
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность - это человек, взятый
в системе его психологических характеристик,
которые социально обусловлены, проявляются
в общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми и определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.2
Наряду с понятием «личность» употребляются
термины «человек», «индивид», «индивидуальность»3. Содержательно эти понятия
переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее
на отнесенность существа к высшей степени
развития живой природы - к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность развития
собственно человеческих признаков и
качеств.
Индивид - это единичный представитель
вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются
друг от друга не только морфологическими
особенностями (такими, как рост, телесная
конституция и цвет глаз), но и психологическими
свойствами (способностями, темпераментом,
эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство
неповторимых личностных свойств конкретного
человека. Это своеобразие его
психофизиологической структуры (тип
темперамента, физические и психические
особенности, интеллект, мировоззрение,
жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности
определяется тем, что это два способа
бытия человека, два его различных определения.
Несовпадение же этих понятий проявляется,
в частности, в том, что существуют два
отличающихся процесса становления личности
и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано
с принятием индивидом
Становление индивидуальности есть процесс
индивидуализации объекта. Индивидуализация
- это процесс самоопределения и обособления
личности, ее выделенность из сообщества,
оформление ее отдельности, уникальности
и неповторимости. Ставшая индивидуальностью
личность - это самобытный, активно и творчески
проявивший себя в жизни человек.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.4
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность
характеризуется уровнем
В личности
существенна не только ее позиция, но
и способность к реализации своих
отношений. Это зависит от уровня
развития творческих возможностей человека,
его способностей, знаний и умений,
его эмоционально-волевых и
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов5.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами6. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
1.2. Теории личности
Существуют самые
В истории психологии личности
на протяжении ХХ века доминировали три
теоретических подхода: психоаналитический,
социально-когнитивный и
Теория личности – это совокупность гипотез, или предложений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека Основные теории:
Психодинамическая теория личности
Основоположником
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира – он субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
Аналитическая теория личности
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности9:
1. Коллективное бессознательное
– основная структура личности,
в которой сосредоточен весь
культурно-исторический опыт
2. Индивидуальное
3. Индивидуальное сознательное
– структура, служащая основой
самосознания и включающая те
мысли, чувства, воспоминания
и ощущения, благодаря которым
мы осознаем себя, регулируем
свою сознательную
Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
Гуманистическая теория личности
В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Когнитивная теория личности
Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
1. Блок «ядерных» конструктов
– это примерно 50 основных конструктов,
которые находятся на вершине
конструктной системы, т.е. в
постоянном фокусе
2. Блок периферических
конструктов – это все
Поведенческая теория личности
В поведенческой модели выделяют
три основных концептуальных блока
личности. Основной блок – самоэффективность,
которая является своего рода когнитивным
конструктом «могу – не могу».
А.Бандура определял эту
Деятельностная теория личности
В рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных эксистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Информация о работе Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности