Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе1.
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Понятие личности. Теории личности. Структура психических
свойств личности___________________________________________________ 3
1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3
1.2. Теории личности__________________________________________________ 5
1.3. Структура психических свойств личности_____________________________ 8
2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9
2.1. Темперамент. Темперамент как совокупность динамических особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9
2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения
личности____________________________________________________________ 13
2.3. Характер. Понятие и классификация черт характера____________________ 16
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21
Задача № 1___________________________________________________________ 26
Задание______________________________________________________________ 26
Задача № 2___________________________________________________________ 26
Список используемой литературы ___________

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности222.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

Диспозициональная теория личности

В рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.

 

1.3. Структура  психологических свойств личности.

В качестве относительно самостоятельных компонентов  структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических  процессов - темперамент; 2) психические  возможности личности, в отдельных  видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные  для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает  характер личности.

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о  личности как вместилище психологических  процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное  образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной  деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его  включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности.

Психические свойства многосистемны, то есть они  по-разному проявляются в различных  системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности  и характер, а в процессе общения - характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость  и др.). 

  1. Индивидуально-психологическое состояния личности
    1. Темперамент. Краткая характеристика основных видов темперамента.

 

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны  динамических особенностей его психической  деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний10.

Наиболее широкое  значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который  обозначается как общая психическая  активность индивида. Сущность этого  компонента заключается главным  образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций  определяются другими ("содержательными") особенностями личности: ее интеллектуальными  и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности  действий и постоянного подъема - на другом.

Основным компонентом темперамента является "эмоциональность", представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик "эмоциональности" выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином "импульсивность" обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого  поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

Исследования  ученых показывают, что сама структура  свойств нервной системы как  нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше.11

Однако для  практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая  характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для  сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая  активность, разнообразие и богатство  мимики движений, эмоциональность, впечатлительность  и лабильность. Вместе с тем эмоциональные  переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность  при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной  сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического  темперамента характерны высокий уровень  нервно-психической активности и  энергии действий, резкость и стремительность  движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных  переживаний.

Недостаточная эмоциональная  и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к  самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах12.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения  и трудностью переключений, медлительностью  и спокойствием действий, мимики и  речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных  воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные  черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних  лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической  активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная  реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий  у меланхолика могут развиться  повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий  от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых  сторон характера. Овладение своим  поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Темперамент отличается от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности13.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера  в зависимости от условий жизни  и деятельности. Так, при соответствующем  воспитании и условиях жизни у  человека с нервной системой слабого  типа может образоваться сильный  характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при "тепличном", изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент  опосредствован и обусловлен всеми  реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания  в поведении человека не обязательно  говорит о холерическом темпераменте. Непосредственно темперамент проявляется  в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны  одни приемы выработки тех или  иных психических качеств, для другого - другие.

Бесспорно, что  при любом темпераменте можно  развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно  зависят от темперамента. Поэтому  темперамент - важное условие, с которым  надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему  развитию умственных и физических способностей.

Для составления психологических  характеристик традиционных 4 типов  обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и  активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Сангвиник человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей14. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой  активностью, значительно преобладающей  над малой реактивностью, малой  чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить  — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При  больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и  приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и  привычки. При этом он энергичен  и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние  впечатления, интраверт.

Информация о работе Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности